ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ - Личность и общество

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ - Личность и общество

На данном уроке раскрываются основные характеристики научного понятия «общество». Изучение темы создаёт фундамент для рассмотрения основных сфер человеческой деятельности в последующих темах курса обществознания в 8—9 классах.

Задачи урока

1. Сформировать целостное представление об обществе и его структуре.

2. Создать условия для формирования у учащихся заинтересованности в развитии различных сторон жизни общества.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев для сравнения объектов; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; доказательство, аргументация своей позиции; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; учёт позиций других людей.

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, схемы «Основные сферы жизни общества», «Ступени развития общества».

План изучения нового материала

1. Что мы называем обществом.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Ступени развития общества.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует вводную беседу по следующим вопросам: как история объясняет происхождение человека и общества? Какие аспекты жизни общества (вариант: какие общественные явления) были рассмотрены в курсе обществознания в предшествующих классах?

1. Центральным для темы урока и ключевым для всего курса является понятие «общество». Для изучения раздела «Что мы называем обществом» предлагается два варианта организации учебной работы.

Вариант 1

Самостоятельная работа

Учащимся предлагается изучить содержание соответствующего раздела в учебнике и выявить в нём черты, характеризующие общество. Самостоятельно или с помощью учителя школьники выделяют следующие положения:

1. Общество — это всё человечество в его истории, современности и перспективе.

2. Общество имеет сложную структуру, включающую в себя большие и малые группы людей.

3. Общество характеризуется различными связями и отношениями между группами людей.

Вариант 2

Комбинированный урок, который предполагает объяснение учителя, в основе ориентированное на изложение материала учебника и беседу по вопросам, затрагивающим пройденный материал.

Учитель опирается на научные определения понятия «общество», выделяя в них существенные признаки. Так, в социологии «общество» определяется как совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. Общество — это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг с другом, это продукт взаимодействия людей.

Важно обратить внимание учащихся на то, что нельзя ограничиться определением понятия «общество» как совокупности людей. Это не сумма индивидов, изолированных друг от друга, а, напротив, объединение людей, представляющих большую общность. Что же их объединяет? Для ответа на этот вопрос целесообразно привлечь знания учащихся, полученные ранее. Учитель предлагает вопросы: что такое потребности? Почему для их удовлетворения исторически складываются различные формы взаимодействия людей? В какой форме осуществлялось взаимодействие людей в первобытном обществе (например, при охоте на мамонта)? Назовите формы взаимодействия людей в Средние века (между феодалами, между феодалами и крестьянами, между жителями города и деревни, между ремесленниками и т. п.).

Между людьми в результате взаимодействия возникают определённые отношения. Это могут быть отношения сотрудничества, союза, эксплуатации, конфликта, противостояния и т. п. Поэтому социологи определяют понятие «общество» как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности.

2. Следующий шаг в изучении понятия «общество» — выделение в нём сфер, или областей, каждая из которых имеет свои особенности. Учитель, опираясь на схему и текст в учебнике, перечисляет характерные элементы каждой области. Необходимо отметить, что в каждой сфере можно обнаружить определённые отношения между людьми (например, экономические, национальные, семейные, политические и т. п.), свойственные данной сфере виды человеческой деятельности (например, производственная, коммерческая или социально-педагогическая, духовная и т. п.), соответствующие этим отношениям организации, учреждения (например, промышленные предприятия, клиники, партии, театры и т. п.).

Все сферы взаимодействуют между собой. Можно предложить учащимся самим показать на примерах связь между экономикой и государством, социальной сферой и духовной культурой. Взаимодействуют не только сферы, но и элементы, которые входят в каждую из них. Эти многообразные связи и есть общество. Благодаря этим связям все составные части общества существуют не сами по себе, а как элементы целого. Полезно вместе с учащимися проделать такую работу: проанализировать тот тип общества, который в данное время изучается в курсе истории (на примере конкретной исторической эпохи), его характерные особенности. Как «выглядит» экономика? Что представляет собой социальная сфера? Какую роль в жизни общества играет политика? Каковы основные элементы духовной сферы?

Вопрос «Основные сферы жизни общества» целесообразно изучать с использованием наглядной схемы, отражающей взаимосвязи различных сфер, и таблицы, в которой учащимся предлагается расписать по сферам различные явления жизни общества.

Роль социальных норм можно показать, используя в рассуждениях доказательство от противного: учащимся предлагается высказать свои мнения о том, что было бы, если бы в обществе не существовали правила поведения, обязательные для всех людей. Подводя итог высказываниям учащихся, можно познакомить их с характеристикой подобного общества, которую дал английский философ Томас Гоббс: «Пусть имеется какое угодно множество людей, однако если каждый будет руководствоваться в своих действиях лишь частными суждениями и стремлениями, они не могут ожидать защиты и покровительства ни от общего врага, ни от несправедливостей, причинённых друг другу. Ибо, будучи несогласными во мнениях относительно лучшего использования и применения своих сил, они не помогают, а мешают друг другу и взаимным противодействием сводят свои силы к нулю, вследствие чего они не только легко покоряются немногочисленным, но более сплочённым врагам, но и при отсутствии общего врага ведут друг с другом войну за свои частные интересы».

Конкретные формы социальных норм требуют соответствующих пояснений учителя. Желательно предложить школьникам привести примеры каждой из форм, а если они не смогут ответить, предложить свои примеры.

3. Важнейшая характерная черта общества, которую нужно раскрыть на уроке, — непрерывное изменение, развитие как следствие многообразной деятельности людей. Общество как целостный организм характеризуется самоорганизацией и саморазвитием. Учитель может предложить учащимся привести примеры незначительных, малозаметных изменений в обществе и примеры глубоких, коренных изменений, влияющих на облик общества, создающих новое общественное устройство.

Рассматривая ступени развития общества, учитель обращает особое внимание на характеристику индустриального и постиндустриального общества.

Чем отличается жизнь современного общества от той, какой она была, когда наши отцы заканчивали школу? Как изменился образ жизни за два десятилетия? Можно предложить школьникам обсудить эти вопросы с родителями и вернуться к ним на следующем уроке.

Обсуждение проблемы позволяет сделать вывод о том, что общество меняется не только при переходе от одной эпохи к другой, но и в течение жизни одного поколения. В этом отличие современного общества от общества далёкого прошлого, когда условия и образ жизни людей существенно не менялись столетиями.

В заключительной части урока учитель называет основные характерные черты российского общества.

Можно отметить, что сегодня общество в нашей стране имеет более сложную структуру, чем два-три десятилетия назад. Возникли социальные группы, связанные с частной собственностью, углубились различия по источникам и размерам доходов, уровню жизни. Государственная политика направлена на то, чтобы постепенно уменьшать численность социальных групп, находящихся за чертой бедности.

В учебнике сказано, что российское общество пока является индустриальным, но ставится задача развития тех отраслей экономики, которые основаны на современных научных знаниях. Создание таких отраслей, внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности будут способствовать переходу к информационному, постиндустриальному обществу. В документе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утверждённом в феврале 2008 г., говорится: «Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» (Российская газета. — 2008. — 16 февраля).

Важной чертой российского общества является способность органично сочетать обычаи и культуры многочисленных народов, входящих в его состав. Политика российского государства направлена на укрепление единства народов, на противодействие попыткам разрушения России как единого многонационального общества.

В конце урока учитель может организовать обсуждение по вопросам рубрики «Задумайся» (в конце параграфа).

Урок проектной работы

Возможные варианты проектных заданий:

1. Особенности общества в один из периодов истории. (Анализ на основе изученного параграфа и пройденной части курса истории, например: «Российское общество в первой четверти XVIII в.».)

2. Изменения в обществе на протяжении жизни старшего поколения. (Основной источник — результаты бесед с бабушками и дедушками.)

3. Выставка по теме: «Ушедшие из быта предметы, использовавшиеся в прошлом веке».

Домашнее задание: § 3 учебника; задания в рабочей тетради, вопросы и задания рубрик «Проверим себя» и «В классе и дома». Задание 7 в рабочей тетради рекомендуется выполнить наиболее подготовленным учащимся. Желающим может быть предложено определить своё отношение к высказываниям, представленным в рубриках «Мнения» и «Говорят мудрые».

Литература для учителя

Каверин Б. И. Обществознание: учеб, пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 1.

Обществознание: учеб, пособие / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2006. — Разд. 2. — § 2, 3, 5, 28.

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 3.






Для любых предложений по сайту: [email protected]