Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА - Личность и общество
Урок знакомит восьмиклассников с важными научными, социально-философскими подходами к вопросам о месте и значении природы в жизни человека, с одной стороны, и о роли человека в окружающем его природном мире — с другой. Материалы урока дают учащимся возможность задуматься о противоречивом характере процесса эволюции человека, результатом которой стало относительное обособление людей от природы.
Задачи урока
1. Подвести учащихся к пониманию того, что от их выбора деятельности, осознания личной ответственности за окружающую среду зависит благополучие и процветание страны.
2. Создать основу для формирования у школьников экологической культуры, знаний о значении природы в жизни человека и общества, влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, механизмах и регуляторах этой деятельности.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: прогнозирование результата; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.
План изучения нового материала
1. Природа и её значение в жизни человека.
2. Связь человека с природой.
3. Человек — венец природы?
4. Вершина пирамиды или звено в цепи?
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует беседу по следующим вопросам: какие природные ресурсы вам известны? Какое применение им находит человек? Разделяете ли вы мнение, что человек обязан заботиться о природе? Если да, то зачем и в чём должна проявляться забота?
Дополнительный материал для учителя
Центральными в теме урока являются понятия «человек», «общество», «природа», а также идея о том, что природа и человек связаны между собой. «Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры». (Словарь общественных наук / авт.-сост. Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый, В. Д. Лихвар. — Ростов н/Д, 2006.) Он является творцом и носителем материальной и духовной культуры человеческого общества. Под обществом принято понимать «отделённую от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей». «Природа — всё сущее, весь мир в многообразии его форм». (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005.)
1. Философская направленность темы обязывает учителя остановиться на разъяснении важных сущностных составляющих основных понятий и связей. Целесообразно обратиться к дополнительной информации.
Дополнительный материал для учителя
В философии термин «природа» употребляется в трёх значениях (в широком, узком, специальном). В широком — всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В узком — биосфера, т. е. «область жизни». Биосфера являет собой результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Специфический контекст термина «природа» состоит в том, что необходимо выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа... (Бучило Н. Ф. Философия: учеб, пособие. — М., 2008. — С. 219—220.)
Далее необходимо разобраться с представленными характеристиками. Учитель предлагает классу следующие задания: назовите три значения термина «природа». Опираясь на знания биологии, географии, обществознания, приведите пример для каждого из этих значений.
Выполняя задание, восьмиклассники приходят к выводу, что человек вышел из природы; культура и материальное производство сформировали социальную сущность человека и общества.
Далее учитель предлагает учащимся прочитать самостоятельно соответствующий раздел в учебнике и высказаться по следующим вопросам: в чём вы видите моральный смысл рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день»? Чему он учит? Какие природные ресурсы использует человек и в каких целях? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? Какая опасность в этом таится? Что должен делать человек для минимизации этой опасности? Приведите примеры бережного и гуманного отношения к природе.
2. Следующий раздел посвящён проблеме связи человека с природой. Учитель рассказывает о различных подходах в восприятии окружающего мира человеком в философии.
Дополнительный материал для учителя
С давних времён существовало два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и всё меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением. Но можно видеть в природе не просто мёртвую материю, не просто землю как источник урожаев, но ещё и землю как мать. (Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы: учеб, пособие для вузов по специальности «Философия». — М., 2005. — С. 187.)
Далее учитель предлагает классу самостоятельно прочитать в учебнике отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответить на вопросы: какая проблема заявлена в рассказе? Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая? Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
Работа учителя в этом случае направлена на развитие эмоционально-чувственной реакции учащихся, которая поможет пробудить внутренний мир подростка, обратить его внимание на личную ответственность перед окружающим миром. В завершении обсуждения этого раздела учитель предлагает поработать с термином «ноосфера», значение которого представлено и в учебнике, и в школьном словаре. Кроме того, имеет смысл обратить внимание учащихся на тот факт, что Д. А. Медведев, будучи Президентом РФ, поручил Правительству РФ разработать проект основ экологической политики РФ на период до 2030 г.
3. Изучение вопроса «Человек — венец природы?» учитель организует с помощью следующего задания: долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития. На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции и в чём суть каждого аргумента? Выскажите своё мнение по заявленной проблеме. Учитель предлагает восьмиклассникам самим прочитать соответствующий материал в учебнике и подготовить ответы. В процессе выполнения задания развивается мышление учащихся, повышается интерес к проблеме, формируется опыт поисковой деятельности, совершенствуется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
4. Заключительный этап учебной работы целесообразно провести в форме беседы по ключевому вопросу раздела: является ли человек вершиной эволюционной пирамиды? Учитель знакомит школьников с аргументами сторонников этой точки зрения. Чтобы беседа не носила формального характера, учитель создаёт условия для формирования чувства сопричастности к проблеме: представьте, что у вас есть возможность на машине времени отправиться в три исторические эпохи. Перед вами поставлено задание: встретиться с людьми и узнать, как они себя ощущают во взаимодействии с природой, кем они являются — «вершиной или звеном в цепи»? Каково ваше мнение, какую информацию вы готовы передать?
Урок проектной работы
Этот вид учебной деятельности требует предварительной подготовки. Однако актуальность темы урока обязывает обратиться к проектной деятельности.
Примерные темы проектов:
1) Район, в котором я живу (сообщение-презентация с использованием различных источников информации, материалов СМИ, интернет-ресурсов).
2) Что делаю я и моя семья для сохранения природы (компьютерная презентация с включением фото- и видеоматериалов из семейных архивов).
Домашнее задание: § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома» (по усмотрению учителя).
Литература для учителя
Данильян О. Г. Философия: учеб. / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. — М., 2005. — Ч. 3. — Разд. 10.
Философия: учеб.-метод, комплекс для подготовки бакалавров: учеб. / под ред. Ф. Д. Демидова. — М., 2010. — Ч. 1. — Разд. 4. — Гл. 6.
Философия: учеб. / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников, В. В. Юдин; под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 2009. — Гл. 23.