Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА - Личность и общество
На данном уроке рассматривается важнейшая характеристика общества — развитие. Изучение темы даёт представление о формах развития общества, современном состоянии общества и его проблемах. Изучение развития общества станет основой при последующем рассмотрении любого социального объекта или процесса, поэтому полученные знания могут носить методологический характер.
Задачи урока
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии общества и его современном состоянии.
2. Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, различные взгляды на процесс общественного развития, охарактеризовать формы общественных преобразований, выявить важнейшие процессы развития современного общества, обобщить и расширить имеющуюся у учащихся информацию о глобальных проблемах современного общества.
3. Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, осознанию подростками ответственности за жизнь будущих поколений в условиях обострения глобальных проблем.
4. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и процессах, связанных с функционированием общества; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными людьми и социальными группами.
Оборудование урока
Компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
План изучения нового материала
1. Изменчивость и стабильность.
2. Реформы и реформаторы.
3. Развитие человечества в XXI в.
4. Глобальные проблемы современности.
Варианты организации учебной деятельности
Урок по данной теме может быть проведён как в традиционной форме, так и в форме лабораторной работы с текстом учебника, хотя в силу содержательной сложности материала первый вариант является наиболее предпочтительным.
Комбинированный урок
В качестве опорных понятий в данной теме выступают понятия «общество» и «развитие». Целесообразно предложить учащимся вспомнить различные определения понятия «общество» (общество как группа людей, объединённых совместной деятельностью, как этап исторического развития, как всё современное человечество, как всё человечество в прошлом, настоящем и будущем и т. п.) и отметить то из них, которое в наибольшей степени соответствует рассматриваемой теме.
Далее учитель актуализирует понятие «развитие», связывая его с изменением состояния общества. Для конкретизации можно использовать исторические примеры (допустим, Россия до реформ Петра I и после проведения реформ), современные факты общественной жизни, личный социальный опыт учащихся (например, изменение реальных доходов семьи или изменение размера пенсий старших членов семьи, цен в магазине или на рынке).
1. Организуя работу по первому разделу, необходимо учитывать тот факт, что основательное изучение философских концепций общественного прогресса будет осуществляться в курсе старшей школы. Следовательно, рассмотрение данного материала в 8 классе носит скорее пропедевтический характер.
Целесообразно разъяснить учащимся, что характер общественного развития оценивается учёными по-разному: весьма распространены идеи эволюционного характера развития общества и решающей роли социальных революций. Характеризуя эволюцию и революцию, учитель обращается к межпредметным связям. Так, понятие революции было в некоторой степени освоено в курсе истории, например при рассмотрении буржуазно-демократических революций в странах Европы (вполне естественно при этом опираться на знания о Великой французской революции). Представление об эволюционном характере процессов в определённой мере также даёт курс истории. Необходимо обобщить фактические знания учащихся, подвести их к пониманию эволюции в общественном развитии (например, можно вспомнить процесс возвышения Москвы и формирования Российского централизованного государства, происходивший на протяжении нескольких веков).
Далее учитель обращает внимание учащихся на неоднозначную оценку результатов как эволюции, так и революции. В классе с хорошо подготовленными учащимися возможно фронтальное устное выполнение задания: проиллюстрировать конкретными примерами неоднозначность результатов эволюции и революции.
В заключение работы по первому разделу возможно ознакомление с материалами рубрики «Мнения» и устное выполнение соответствующего задания.
Другой вариант — устное выполнение задания 3 рубрики «В классе и дома».
2. На втором этапе урока целесообразно предложить учащимся прочесть соответствующий раздел в учебнике и выделить (возможно, выписать) все определения понятий «реформа» и «революция», а затем выявить черты сходства и различия этих форм преобразования общества.
Альтернативой приведённой выше форме работы может стать заполнение таблицы в тетради:
Признаки |
|
реформы |
революции |
1. |
1. |
2. |
2. |
Вывод: |
В процессе рассмотрения признаков реформы можно предложить учащимся назвать известные им имена реформаторов и привести примеры их деятельности. При этом каждый пример желательно пояснять, показывая, на основе каких признаков учащийся отнёс его к реформам. Аналогичная работа может быть проведена с целью конкретизации признаков революции.
3. Центральным понятием данного этапа урока является глобализация. Можно предложить учащимся найти объяснение этого термина в соответствующем разделе параграфа или в словаре, помещённом в конце учебника.
Дальнейшая познавательная деятельность выстраивается в направлении выявления важнейших черт развития современного мира, в частности, таких, как экономическая глобализация, усиление миграционных процессов, информационная революция, глобализация в сфере культуры. Чрезвычайно важно конкретизировать понятными учащимся примерами все названные выше процессы.
Следующий этап работы — анализ последствий глобализации. Учащимся предлагается прочесть соответствующий фрагмент раздела «Развитие человечества в XXI в.» и заполнить таблицу:
Последствия глобализации |
|
положительные |
отрицательные |
Вывод: |
Заполнение таблицы завершается оценочным суждением (или выводом) о последствиях глобализации, который учащиеся формулируют самостоятельно.
Та же работа может быть оформлена в виде логической схемы:
По завершении заполнения схемы формулируется оценочное суждение или вывод.
Работа по данному пункту плана может быть завершена устным выполнением задания 5 рубрики «В классе и дома», причём ученики могут по очереди приводить по одному аргументу в поддержку или в опровержение приведённой в задании позиции.
4. Изучение последнего пункта плана учитель начинает с рассмотрения понятия «глобальные проблемы». Необходимо разъяснить учащимся, что глобальными называют проблемы, актуальные для всего мира, создающие угрозу выживанию человечества как биологического вида. Смягчение остроты этих проблем возможно только совместными усилиями всего человечества (т. е. ни одна страна или блок государств не могут решить глобальные проблемы на своей территории изолированно от остального мира).
Далее целесообразно перейти к перечислению и краткой характеристике глобальных проблем, в частности:
• экологических проблем;
• проблемы исчерпания природных ресурсов;
• проблемы предотвращения ядерной войны;
• проблем народонаселения (демографических);
• проблемы увеличения разрыва между наиболее развитыми и экономически отсталыми странами;
• проблемы мирового терроризма и т. п.
В рамках данной темы целесообразно обращение в практическом ключе к современным российским реалиям. Учащимся может быть предложен анализ ситуации в регионе (населённом пункте) с точки зрения: а) проявления тенденций глобализации; б) проявления глобальных проблем современного общества. Речь может идти об аргументированной оценке положительных и отрицательных последствий глобализации для развития региона (если таковые последствия явно просматриваются); о степени остроты глобальных проблем и возможных мерах по их смягчению.
Современная Россия стоит перед выбором: интенсификация развития высоких технологий, наукоёмких производств, современных средств коммуникации, инфраструктуры и переход на качественно новый этап развития в ближайшие несколько десятилетий или функционирование в качестве сырьевого придатка наиболее развитых стран со всё увеличивающимся отставанием от них. Это отставание будет проявляться как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне, а в дальнейшем отразится и на других сферах общественной жизни.
При наличии у учащихся в процессе проведения урока доступа в Интернет учитель может дать задание найти во Всемирной сети информацию о деятельности Римского клуба или иных неправительственных организаций (например, экологических или антивоенных), пытающихся привлечь внимание общества к глобальным проблемам.
Наконец, используя текст учебника, целесообразно проанализировать с личностных позиций основные принципы устойчивого развития, ответив на данный в учебнике вопрос: что лично ты готов сделать в условиях экологического кризиса? Подобное обращение к личному опыту и жизненным установкам учащихся может стать логичным завершением урока.
Домашнее задание: § 4 в учебнике; вопросы рубрики «Проверим себя»; прочесть высказывание, данное в рубрике «Говорят мудрые», и объяснить его смысл.
Учитель может поручить отдельным учащимся подготовить ответы на задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома». Данные задания предполагают формулирование собственной точки зрения учащегося по определённой проблеме и аргументацию этой точки зрения. Для контроля выполнения этих заданий, имеющих весьма значительный развивающий потенциал, необходимо зарезервировать 10—15 минут на следующем уроке, чтобы хотя бы два-три учащихся имели возможность представить свою точку зрения. При отсутствии возможности выделить на это время целесообразно поручить учащимся письменно сформулировать свою точку зрения и подготовить несколько тезисов, подтверждающих её. Эти письменные работы могут быть предложены для ознакомления другим учащимся класса.
Литература для учителя
Барулин В. С. Социальная философия: учеб. для вузов / B. С. Барулин. — М., 2000.
Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие для студентов сред. спец. Учеб. заведений / П. С. Гуревич. — М., 2011.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: учеб. для студентов гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений / C. Э. Крапивенский. — М., 2003. — Гл. 6.