Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ - Социальная сфера
Изучение темы направлено на расширение и углубление знаний учащихся о социальной структуре общества. В то же время эта тема имеет особое значение в масштабах всего обществоведческого курса, поскольку направлена на освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации школьников, которые учатся осознавать собственный социальный статус и многообразие своих социальных ролей, прогнозировать их изменение в будущем.
Задачи урока
1. Раскрыть сущность понятий «социальный статус», «социальная роль».
2. Создать условия для формирования у учащихся знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
3. Обратить внимание учащихся на причины ролевых различий по гендерному признаку, их проявления в различных социальных ситуациях.
4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; работа с текстом, самоконтроль и самооценивание; построение жизненных планов во временной перспективе; учёт разных мнений.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
План изучения нового материала
1. Социальная позиция человека в обществе.
2. В поисках себя (многообразие социальных ролей в подростковом возрасте).
3. Отцы и дети.
4. По признаку пола (гендерные различия).
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Затем школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».
Вопросы рубрики «Подумаем» предлагается использовать в качестве проблемных, задающих тон изучению данной темы. Это позволит определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока поэтапно выполнять задания, расширяя и углубляя представления учащихся, затем в конце изучения темы вернуться к рубрике и ответить на все поставленные вопросы, подводя тем самым итог изученному.
Рекомендуется излагать новый материал в соответствии с логикой параграфа.
1. Учитель раскрывает сущность понятия «социальный статус», акцентируя внимание на том, что социальная позиция человека определяет круг не только его прав, но и обязанностей. Положение о многообразии социальных позиций, определяющих статус личности, преподаватель может рассмотреть на примере материалов рубрики «Ситуация» в учебнике.
Можно предложить учащимся привести собственные примеры статусных ситуаций и попросить определить, какие из позиций имеют наибольшее значение для правильного понимания места человека в обществе.
Обобщая высказывания, важно подвести учащихся к пониманию того, что в современном мире статус человека определяется прежде всего теми позициями, которые он обретает собственными усилиями: образование, профессия, занимаемая должность, политическое влияние и т. п.
На основе изложенного материала можно охарактеризовать классификацию статусов, опираясь на схему:
На примере из рубрики «Ситуация» можно показать учащимся различия приписываемого и достигаемого статусов. Для закрепления материала предлагается задание из учебника на сравнение статуса жены и тёщи.
Далее рекомендуется перейти к характеристике понятия «социальная роль». Здесь важно донести следующие идеи:
• Социальный статус человека предполагает соответствующее поведение, которое называется социальной ролью.
• Исполнение социальной роли всегда имеет индивидуальную окраску.
• Общество с помощью различных санкций поддерживает поведение, предписываемое социальной ролью.
• Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, они могут вступать в противоречие.
Учитель предлагает школьникам проиллюстрировать примерами каждое из названных положений.
Желательно подробно разобрать в классе ситуацию противоречия различных социальных ролей, организовать обсуждение таким образом, чтобы были озвучены и аргументированы разные модели поведения в предложенной ситуации. Идеальным считается вариант, когда школьники одобряют правильную модель поведения не для того, чтобы получить хорошую отметку, а в силу внутренней убеждённости в том, что именно так следует себя вести в данных обстоятельствах. Для достижения этого учителю необходимо убедительно аргументировать свою позицию, используя знание особенностей класса в целом и отдельных учеников.
В завершение изучения раздела учащиеся выполняют задания 1 и 2 в рабочей тетради.
2. Характеризуя многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, учитель объясняет учащимся, что ролевой репертуар человека во многом связан с его возрастом. С опорой на межпредметные связи с курсом истории важно показать учащимся то, как с развитием общества менялось отношение к детям.
Дополнительный материал для учителя
Даже такие развитые общества, как античные, весьма избирательны в своей заботе о детях. Так, например, Аристотель считал вполне справедливым и разумным закон, что ни одного ребёнка-калеку кормить не следует. В свою очередь, Цицерон писал, что смерть ребёнка нужно переносить «со спокойной душой». Маленькие дети не вызывали у античных авторов чувства умиления, их большей частью просто не замечали. Ребёнок рассматривался как низшее существо, он в буквальном смысле принадлежал своим родителям, как прочая собственность.
Право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов лишь в конце IV в. н. э. (Кон И. С. Ребёнок и общество. — М., 2003. — С. 256).
Раскрывая особенности подросткового возраста, учитель подчёркивает, что самой важной из них является потребность в общении, прежде всего со сверстниками, при этом необходимо охарактеризовать роль общения в развитии человека: в освоении социальных норм, способов социального взаимодействия с другими людьми и т. п.
Нельзя обойти стороной и такую особенность подростков, как стремление перейти в статус взрослого. Рекомендуется провести блиц-опрос на тему «Каковы критерии взрослости?» с фиксированием предлагаемых ответов на доске. Во время обсуждения предложенных позиций необходимо подвести учеников к пониманию того, что взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы.
Важно отметить, что в современной России в рамках реализации национального проекта «Образование» молодёжи предоставляются достаточно широкие возможности для улучшения своих социальных позиций. Иллюстрируя это положение, учитель может использовать соответствующие материалы СМИ.
Закрепляя изученное, можно предложить учащимся назвать социальные роли, которые типичны: 1) только для взрослого; 2) только для подростка; 3) и для подростка, и для взрослого, а также выполнить задания 3 и 4 в рабочей тетради.
3. В рамках изучения данной темы рассматривается вопрос о такой возрастной группе, как поколение. Предлагается организовать работу учащихся с текстом соответствующего раздела на основе его тщательного, вдумчивого анализа с комментариями учителя.
Перед началом работы с текстом рекомендуется обозначить следующие вопросы: какие существуют подходы к вопросу о том, кого считать одним поколением? Какие поколения называют поколениями «отцов» и «детей»? В чём заключаются причины увеличения различий между поколениями? Как можно преодолеть противоречия между поколениями?
В итоге учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что различия между поколениями неизбежны, но необходимым условием развития общества является преемственность поколений, восприятие молодым поколением всего ценного, накопленного предшественниками.
4. В начале изучения последнего пункта плана учитель отмечает, что в современной научной литературе наряду с понятием «пол» часто употребляется понятие «гендер».
Дополнительный материал для учителя
До середины XX в. половая принадлежность индивида считалась более или менее однозначной биологической данностью, определявшей все различия между мужчинами и женщинами. По мере развития психологической науки сформировалось представление о социальных и психологических различиях мужчин и женщин, которые могут не иметь биологической основы. Такие различия и получили название гендерных.
Хотя слова «гендер» и «пол» и их производные иногда употребляются как синонимы, различать их необходимо.
Понятие «пол» (англ, sex) подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин. Прежде всего речь идёт о генах, определяющих половую принадлежность организма, половых хромосомах, внутренних репродуктивных органах и т. п.
Понятие «гендер» (англ. gender от лат. gens — род), во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Для активизации познавательной деятельности можно предложить ученикам результаты социологического опроса.
В начале XXI в. учёные опросили группу выпускников российских вузов с целью выяснить, какие качества нужно воспитывать у мальчиков и девочек. Расхождения между ответами мужчин и женщин не были существенными. Какие же качества они считают желаемыми для мальчиков и девочек? Для мальчиков: 1) самостоятельность; 2) ответственность; 3) любознательность. Для девочек: 1) ответственность; 2) хорошие манеры; 3) послушание.
Интересно, что о послушании девочек упомянули 56 % мужчин и 42 % женщин. Для мальчиков это качество стоит на последнем месте (его назвали 18% мужчин и 14% женщин). Следовательно, представители обоих полов требуют от девочек послушания втрое чаще, чем от мальчиков. Интересно, что результаты и других социологических исследований позволяют сделать вывод, что российские родители ждут от девочек прежде всего конформизма и аккуратности, а от мальчиков инициативности и саморазвития.
Подводя итоги, учитель подчёркивает, что общество сталкивается с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко сохраняет преобладание домашних дел за женщиной (в разных профессиональных и возрастных группах всё это существенно разнится, но такова обобщённая картина). Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие её личности в сторону индивидуальности, а не прежнего стереотипа прилежной хозяйки и доброй, покорной жены начинают вступать в противоречие с прежними моральными традициями.
Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома»; задания 5—8 в рабочей тетради.
Урок проектной работы
Такая форма урока оптимально соответствует особенностям среднего школьного возраста учащихся, для которых практическая деятельность и проба себя наиболее привлекательны. Тема урока о социальных статусах и ролях — благодатный материал для проектной работы.
Данный вариант предполагает заблаговременное сообщение возможных тем проектов, организацию проектных групп из числа учащихся, выбравших одну тему. Также возможна индивидуальная работа над проектом.
Учащиеся заранее подбирают и оформляют найденный материал. На уроке проводится презентация и обсуждение готовых проектов. Каждой группе предоставляется время для публичного выступления, другие участники урока задают вопросы, высказывают собственное мнение, предлагают возможные пути усовершенствования созданных проектов.
Примерные темы:
1. Исполнение социальной роли всегда имеет индивидуальную окраску.
2. Как общество поддерживает поведение, предписываемое социальной ролью?
3. Ролевой конфликт: причины, способы разрешения.
4. Взаимоотношение поколений: конфликт неизбежен?
5. Современные гендерные стереотипы.
Домашнее задание: § 14 учебника; задания рубрики «В классе и дома».
Литература для учителя
Кон И. С. Особенности социализации мальчиков и девочек / И. С. Кон // Вопросы воспитания. — 2010. — № 1(2). — С. 54—58.
Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире / И. С. Кон // Вопросы воспитания. — 2010. — № 1(2). — С. 18—24.
Кон И. С. Как не надо воспитывать мальчиков / И. С. Кон // Психология на каждый день. — 2009. — № 2. — С. 86—88.
Кон И. С. Мужская роль и гендерный порядок / И. С. Кон // Вестник общественного мнения. — 2008. — Март—апрель. — С. 37—43.
Лопухова О. Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики / О. Г. Лопухова // Прикладная психология. — 2001. — № 3.