Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - Социальная сфера
На данном этапе продолжается рассмотрение социальных общностей и отношений между ними, начатое на первом уроке темы «Социальная сфера». В данном случае рассматриваются этнические общности. Поскольку этнические особенности проявляются прежде всего в сфере культуры, опорой в изучении содержания урока являются знания, полученные в теме «Сфера духовной культуры». Учитывая, что в обществе существуют различные позиции по проблеме межнациональных отношений, этот урок представляется особенно значимым в курсе обществознания.
Задачи урока
1. Сформировать у учащихся представление о проблемах современных межнациональных отношений.
2. Способствовать воспитанию у подростков культуры отношений между людьми различных национальностей; уважения к духовной культуре как своего народа, так и других народов; активного неприятия любых форм шовинизма, ксенофобии, этнофобии.
3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; самоконтроль и самооценка; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; учёт различных мнений, разрешение конфликтов.
Оборудование урока
Учебник, Конституция Российской Федерации, рабочая тетрадь, размноженные фрагменты из работы академика Д. С. Лихачёва с вопросами к нему1, фрагменты текстов Е. Евтушенко и президентского Послания 2011 г. Федеральному собранию.
План изучения нового материала
1. Этнос, нация, национальность.
2. Отношение к истории и традициям народа.
3, 4. Отношения между нациями. Межнациональные отношения в современном обществе.
Варианты организации учебной деятельности
В начале урока учитель предлагает учащимся привести примеры больших социальных групп (социальных общностей) и ответить на следующие вопросы: в чём состоят основные различия между ними? Что такое социальные отношения?
Комбинированный урок
1. Понятие «нация» — ключевое в данной теме урока. В первую очередь необходимо рассмотреть соотношение понятий «нация» и «этнос». Для этого целесообразно организовать работу учащихся с соответствующим разделом в учебнике (от начала параграфа до рубрики «Факты»).
Дополнительный материал для учителя
Этнос в отечественной литературе означает естественно исторически сложившуюся устойчивую общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, этнонации. Условия возникновения этноса — общность территории и языка. В ходе развития хозяйственных и иных связей складываются характерные черты материальной и духовной культуры, психологии, вырабатывается этническое самосознание, реальным проявлением которого является употребление общего самоназвания («Мы — русские», «Мы — якуты» и т. п.). Все эти элементы могут выступать в роли признаков этноса. В процессе саморазвития этноса каждому новому поколению передаётся язык, традиционная культура и быт, этические и эстетические нормы и т. п. Следует подчеркнуть, что определяющим является этническое самосознание, т. е. чувство принадлежности к конкретному этносу (этнонации). В его основе лежит представление об общности происхождения и исторических судеб, участии в исторических событиях и т. п. Этническое самосознание связано с этническим самоопределением людей, т. е. зависит от того, к какому этносу они относят сами себя.
Понимание нации как типа этноса, характерного для развитого классового общества, среди российских учёных было широко распространено. Но в последнее время термин «нация» во многих публикациях используется в другом значении: «гражданская нация» или «политическая нация». В этом случае нацией признаются все граждане данного государства, независимо от их этнической принадлежности (например, «американская нация»). Слово «народ» также используется в двух значениях — и для обозначения этносов (например, «многочисленные народы России»), и для обозначения гражданской нации (как в Конституции РФ — «Мы, многонациональный народ Российской Федерации»),
После знакомства с текстом учебника целесообразно для проверки его понимания задать учащимся следующие вопросы: каковы два значения термина «нация»? слова «народ»?
Затем учитель предлагает учащимся проанализировать материал рубрики «Факты» и определить, в каком значении в тексте использованы понятия «народ» и «нация». Следующий шаг — работа с фрагментом из работы В. А. Тишкова и обсуждение вопроса: что означает словосочетание «российский народ-нация»? В ходе беседы учителю необходимо подвести учащихся к выводу, что все граждане России, независимо от национальной (этнической) принадлежности, составляют единый российский народ.
2. Слова «Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа», приведённые в разделе «Отношение к истории и традициям народа», следует разъяснить также с точки зрения принадлежности человека к той или иной нации, что отражается в понятии «национальность». Национальная гордость, о которой говорится в тексте раздела, относится к национальной психологии, в которой проявляется национальное достоинство, осознание исторического вклада своей нации, её национально-культурных ценностей и т. п.
Далее в классе можно организовать лабораторную работу с текстом:
Е. Евтушенко: «Человек, превозносящий только свой народ, но при этом унижающий другой народ, даже не замечает, что этим роняет и своё личное, и национальное достоинство. Национальное высокомерие оборачивается на деле унижением собственной нации, а не чужой. Национальная закомплексованность — это обидчивость раба. Великодержавный шовинизм и вместе с тем узкоэгоистические национапизмы, перечёркивающие гигантский позитивный вклад русского народа в мировую историю, одинаково относятся к низкой общественной культуре. Мы должны спасать чистоту наших языков, красоту наших национальных культур, неповторимость природы наших родных мест, особенности наших обычаев и верований не порознь, не отчуждаясь, не взаимопротивопоставляясь, а вместе. Нет народа, который фатально обречён быть врагом другому народу на всю историю, даже если между ними когда-то пролилась кровь. Враги у всех народов одинаковы: это войны, стихийные бедствия, тяжести ежедневной жизни, взаимонедоверие, несвобода, бюрократия. Неужели мало этих общих врагов, чтобы делать врагов друг из друга?»
Целесообразно пояснить словосочетания «великодержавный шовинизм» и «узкоэгоистический национализм». В первом случае подразумевается отношение людей наиболее многочисленной национальности к людям иных национальностей с позиции исключительного превосходства, которое будто бы даёт основание для господства над другими. Во втором — автор имеет в виду стремление представителей малых народов к национальной обособленности, неприязнь к людям русской культуры и языка.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: почему оба проявления высокомерия автор относит к низкой общественной культуре? Почему человек, унижающий другой народ, роняет и своё личное, и национальное достоинство, унижает собственную нацию?
Обсуждение можно подытожить словами русского публициста Н. А. Добролюбова: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
3, 4. Изучение разделов «Отношения между нациями» и «Межнациональные отношения в современном обществе» можно начать, предложив учащимся попробовать самостоятельно раскрыть проблему опасности межнациональных конфликтов. Желательно, чтобы те школьники, которые изъявят готовность выполнить задание, привели современные примеры подобных событий. Учитель корректирует, дополняет ответы школьников и акцентирует внимание на трагических последствиях межнациональных конфликтов. Каждая из трёх основных причин таких конфликтов (территориальная, социально-экономическая, культурно-языковая) требует разъяснения с привлечением сведений о соответствующих ситуациях на постсоветском пространстве.
Особого внимания требует рассмотрение конфликтов на бытовом уровне, поскольку именно в быту учащиеся могут столкнуться с этими явлениями. В этой части урока можно предложить школьникам следующее задание:
Проведённый в 90-х гг. XX в. социологический опрос среди равного количества русских и осетин включал вопрос: «Приходилось ли Вам быть участником или свидетелем оскорблений, ссор или иных конфликтов, связанных с национальной принадлежностью людей?» Ответы были такими:
«Это случается, и довольно часто» — 28 % из числа опрошенных осетин и 28 % русских;
«Было несколько случаев такого рода» — 36 % осетин и 42 % русских;
«Я знаю, что такие вещи бывают, но сам с этим никогда не сталкивался» — 30 % осетин и 16 % русских;
«Об этом больше говорят, чем это бывает на самом деле» — 6 % из числа опрошенных осетин и 14 % из числа русских.
Вопросы к учащимся: как вы думаете, если бы опрос проводился в наши дни, изменились бы его результаты? Какие выводы можно сделать на основе данных опроса?
При изучении проблемы межнациональных отношений учителю необходимо обратиться к российской практике. Ориентиром в этом может быть положение, сформулированное в Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президента России Д. А. Медведева 22 декабря 2011г.:
«В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный мир — уникальное преимущество России, мир, в котором больше тысячи лет вместе живут представители самых разных национальностей и конфессий. Наше общество в целом не поддерживает экстремизм и идеологии, которые основаны на ненависти к людям. Как писал академик Лихачёв, «национализм — это проявление слабости нации, а не её силы»... Нужно последовательно и бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни. Подчеркну, такая работа — это постоянный приоритет».
Существенная часть работы на уроке — рассмотрение условий, при которых происходит нормализация межнациональных отношений. Поскольку в учебнике названы правовые нормы, обеспечивающие справедливое решение национальных проблем, важно обратиться к ст. 19, 26 и 29 Конституции Российской Федерацией.
Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы: какую возможность для развития проживающих в России этносов, их культуры гарантируют названные статьи? Какова роль этих статей в предотвращении межнациональных конфликтов?
Очень важно добиться наиболее высокой активности учащихся в заключительной части урока, когда речь пойдёт о правилах, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей (рубрика «Учимся жить в многонациональном обществе»). Учащимся можно предложить вопрос: какое из предложенных в тексте правил они считают наиболее важным и почему?
В ходе урока предметом для размышлений и обсуждения может послужить высказывание, включённое в рубрику «Говорят мудрые» в учебнике.
Закреплению изученного также может послужить обсуждение в классе краткого стихотворения Р. Рождественского:
Для человека национальность —
И не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе,
Значит, несчастная это страна.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно раскрыть главную мысль стихотворения.
Для закрепления изученного и проверки знаний можно использовать вопросы к параграфу (в том числе и те, которые представлены в рубриках «Вспомним» и «Подумаем»), задания рубрики «В классе и дома».
Лабораторная работа
Организуется изучение и обсуждение текстов ст. 19, 26 Конституции РФ, фрагментов работ академика Д. С. Лихачёва, поэта Е. Евтушенко, приведённого в параграфе фрагмента из работы современного учёного В. А. Тишкова, а также текста государственного документа (Послания Президента РФ).
Домашнее задание: § 15 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рабочей тетради и рубрики «В классе и дома», не выполнявшиеся на уроке.
Литература для учителя
Голенкова 3. Т. Общая социология: учеб. пособие / 3. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. — М., 2005. — Разд. 4. — Гл. 2. — § 2.3.
Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 4.
Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. — М., 2010.
Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс: учеб. пособие для вузов / Ж. Т. Тощенко. — М., 2004. — Разд. 3. — Гл. 2.
1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — С. 71—72. В электронном формате: www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm