Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - Социальная сфера
Урок раскрывает одно из важнейших понятий обществоведческого курса — «социальная структура общества». Формирование представлений учащихся о структуре общества является последовательным звеном в учебном процессе. Последующие уроки «Социальные статусы и роли» и «Отклоняющееся поведение» целесообразно проводить, привлекая знания школьников, полученные при изучении данной темы.
Задачи урока
1. Способствовать формированию у учащихся знаний о социальной структуре современного общества.
2. Показать учащимся значимость неконфликтного поведения, уважительного отношения к человеку независимо от его социального статуса.
3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми правилами поведения; поиск и выделение необходимой информации; выделение существенных признаков понятия; поиск и оценка способов разрешения конфликта.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.
План изучения нового материала
1. Что такое социальная структура.
2. Социальная мобильность.
3. Многообразие социальных групп.
4. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
В начале урока учитель организует беседу по следующим вопросам: вспомните из курса истории, что такое социальное неравенство. Как неравенство влияло на формирование социальных групп? Какие отношения преобладали, например, между феодалами и крестьянами? Что вам известно о социальных конфликтах из курса истории?
1. Центральным для темы урока и определяющим для курса является понятие социальной структуры общества, под которой понимается система взаимодействий между людьми, социальными группами и общностями в процессе их жизнедеятельности. Человек способен обрести свою социальную природу, систему социальных ценностей только в ходе активных взаимоотношений в обществе. В результате совместных действий между людьми формируются разнообразные и многочисленные социальные общности и группы.
В процессе работы рекомендуется опираться на научные определения понятия «социальная структура общества», акцентируя внимание на его характерных чертах.
Социальная структура общества — совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.
Учащиеся отвечают на вопросы: почему социальная структура общества определяется как совокупность связей и отношений? Почему именно совокупность? Что является поводом к взаимодействию между людьми?
Отвечая на вопросы, класс делает вывод о том, что понятие «социальная структура общества» подразумевает прежде всего определённое устройство каждой социальной общности и правила взаимодействия между ними.
Следующий этап в изучении понятия «социальная структура общества» — акцентирование внимания восьмиклассников на проблеме социального неравенства, при котором отдельные индивиды, социальные группы находятся на разных ступенях социальной лестницы, имея при этом неравные стартовые возможности и условия их реализации в социуме. .Искомая проблема, безусловно, является одной из самых острых и наболевших в современном обществе. Разумно предложить учащимся найти в материале параграфа причины, объясняющие это явление.
Далее учащиеся выполняют следующие задания:
1. Выскажите своё отношение по поводу причин социального неравенства, указанных в учебнике. Поясните свой ответ. Какие ещё причины, на ваш взгляд, существуют?
2. Какую опасность таит в себе социальное неравенство? Чем оно чревато? Что нужно делать, чтобы минимизировать эту проблему?
3. Как вы думаете, какова вероятность разрешения проблемы социального неравенства? Обоснуйте свой ответ.
4. Что вы знаете о социальном неравенстве в России? Насколько серьёзно эта проблема стоит в обществе? Влечёт ли она изменения в социальной структуре? Какие? Объясните почему.
2. Новым шагом в изучении понятия «социальная структура общества» является определение того, что называется социальной мобильностью. Учитель акцентирует внимание школьников на отличиях, существующих между горизонтальной и вертикальной социальной мобильностью. С целью закрепления теоретических знаний классу предлагается следующая работа: на примере современного российского общества исследуйте вопрос, как можно изменить социальное положение человека в обществе. Таким образом, восьмиклассники путём познавательного поиска в различных источниках самостоятельно приходят к выводу о том, что в обществе есть конкретные механизмы, способствующие социальному росту: в социологии они называются социальными лифтами.
Далее учитель предлагает школьникам найти в тексте параграфа материал о том, какие социальные лифты определяет наука, и сравнить со своими выводами.
3. Раздел «Многообразие социальных групп» целесообразно изучать, привлекая ранее полученные знания учащихся из курса истории и обществознания о социальных группах. Возможно предложить ребятам составить таблицу:
Группа |
Цель объединения |
Правила группы |
Отношения в группе |
Цель этой работы — установить признаки социальной группы, характер взаимодействия в ней (формальный или неформальный); способность к адаптации в социуме. Обобщая результаты, класс делает выводы о признаках, которые характеризуют социальные группы, и взаимодействии между их членами. Заключительным шагом в изучении вопроса может быть коллективная работа класса, направленная на сравнение и обобщение признаков, заявленных в учебнике, и признаков, установленных учащимися.
4. Одним из острейших вопросов современности является проблема социальных конфликтов. С одной стороны, социальный конфликт является объективной частью бытия человеческого общества, с другой — источником изменений в нём. Социальный конфликт выступает следствием социального неравенства. Субъектами конфликта нередко становятся крупные социальные группы. Социальный конфликт может также выражаться в противостоянии политических, этнических, религиозных лидеров, действующих на основе сложившихся в обществе механизмов.
Целесообразно сначала предложить классу самостоятельно ознакомиться с текстом параграфа, где говорится о теоретической трактовке конфликта, затем попытаться проанализировать материал рубрики «Ситуация».
Итогом изучения раздела может стать беседа с классом по следующим вопросам: что такое социальный конфликт? Что может стать причиной социального конфликта? Каковы пути его разрешения? Приведите примеры социальных конфликтов. Каковы их последствия? Охарактеризуйте эти последствия. Социальное потрясение и социальный конфликт — тождественные понятия или нет? Почему?
При наличии времени целесообразно использовать материалы документа «О стратегии развития России до 2020 года». Важно озвучить те положения доклада, где говорится о социальном развитии российского общества в обозримом будущем.
1. Рост среднего класса российского общества: «К 2020 г. должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов».
2. «Дифференциация доходов семей должна сократиться с нынешнего абсолютно неприемлемого пятнадцатикратного разрыва до более умеренного».
3. «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни — лучшей в поощрении таланта и успеха».
4. «Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать, в том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности»1.
Урок проектной работы
Примерные темы:
1) Мой класс как социальная группа (презентация, раскрывающая некоторые признаки социальной группы, например правила взаимодействия в классе).
2) Социальный портрет моей семьи (письменное сообщение о статусно-ролевых позициях членов семьи).
Домашнее задание: § 13 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».
Литература для учителя
Обществознание: учеб. пособие / под ред. В. В. Барабанова, В. Г. Зарубина. — М., 2007. — Темы 21, 22.
Боровик В. С. Основы политологии и социологии: учеб. пособие / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М., 2001. — Гл. 9.
Социология. Основы общей теории: учеб. для вузов / под ред. Г. В. Осипова. — М., 2002. — Разд. 3. — Гл. 7. — § 1.
1 http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml