Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА - Регулирование поведения людей в обществе
Назначение данной темы состоит в формировании на доступном семиклассникам уровне представлений о деятельности правоохранительных органов. Знакомство с данным понятием носит пропедевтический характер.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся со структурой правоохранительных органов.
2. Способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям, активной позиции в социально-правовой сфере.
3. Научить определять сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы; исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.
4. Способствовать формированию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
5. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск, структурирование информации; работа с текстом.
Оборудование урока
Текст Конституции РФ, «Закон о полиции», учебник, рабочая тетрадь.
План изучения нового материала
1. На страже закона.
2. Суд осуществляет правосудие.
3. Полиция.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомним». Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает поработать с рубрикой «Обсудим вместе»: школьники составляют список профессий стражей порядка (можно записывать на доске), выясняя задачи каждой из них.
1. Объяснение нового материала учитель начинает со ст. 1 Конституции РФ, которая определяет Российскую Федерацию как правовое государство. «Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан»1.
Также важно указать, что в ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создаёт специальные органы.
Затем учитель, используя предложенную в учебнике схему, рассказывает о структуре правоохранительных органов. Учитель раскрывает задачи названных правоохранительных органов, поясняя, что о деятельности суда и полиции будет рассказано более подробно.
Дополнительный материал для учителя
В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». К ним традиционно относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы обеспечения безопасности, таможенные органы.
Деятельность органов прокуратуры. Слово «прокурор» происходит от латинского procure — забочусь. О чём же заботится прокуратура? Прежде всего о соблюдении законности в государстве. Каким образом?
Прокуроры работают в структуре органов прокуратуры. Это единая централизованная система учреждений, предназначенная для осуществления надзора за исполнением законов на территории России.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов на территории России: наблюдают, чтобы все действия должностных лиц соответствовали закону. Это распространяется на деятельность всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.
Прокуратура защищает права граждан: она рассматривает и проверяет заявления, жалобы о нарушении прав человека. Задача прокуратуры — разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав, принять меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.
Главная задача прокуратуры — следить за соблюдением прав человека и обеспечивать исполнение действующих законов.
Адвокатура. Слово «адвокат» имеет латинское происхождение (advocare — призывать на помощь; advocatus — призванный).
Адвокатами называют юристов, организованных в добровольные профессиональные объединения, которые создаются для оказания правовой помощи гражданам.
Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. Действия адвокатов не носят общеобязательный характер, но имеют большое значение для защиты прав граждан, интересов организаций.
В некоторых установленных законом случаях адвокаты обязаны оказывать юридическую помощь бесплатно. Наиболее часто — по юридическим делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника.
Нотариат. В переводе с латыни notarius означает «писец, секретарь». Нотариус — это юрист, на которого возложен ряд предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Какую же помощь может оказать нотариус? Помогает составлять различные документы, проекты сделок и договоров; удостоверяет завещания и сделки с недвижимостью; свидетельствует верность подписей и копий документов, выписок из них; разъясняет людям сущность тех или иных нотариальных действий; принимает на хранение различные документы; обеспечивает доказательства.
Любой нотариус осуществляет свои действия от имени государства. Но не все нотариусы являются работниками государственных нотариальных контор. Многие занимаются частной практикой. Работники государственных нотариальных контор и частные нотариусы обладают равными правами, а те документы, которые они оформляют, имеют абсолютно одинаковую силу. Частные профессионалы могут совершать не все нотариальные действия. Так, только государственные нотариусы могут выдавать свидетельства о праве собственности в случае смерти супруга, свидетельство о праве на наследство, принимать меры к охране наследственного имущества. Однако допускается, что частный нотариус может совершать указанные действия, если в районе отсутствует государственный нотариус.
Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место её совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными.
Для закрепления изученного материала можно предложить учащимся выполнить задание: вспомните известных литературных героев, героев детективных сериалов и определите, представителями каких правоохранительных органов они являются.
2. Перед началом изучения второго пункта плана учитель спрашивает учащихся, почему вопрос о справедливой организации суда является актуальным для любого государства, и предлагает ответить после изучения соответствующего материала.
Затем ученики самостоятельно работают с текстом рубрики «Путешествие в прошлое». Если учащимся будет трудно оценить, насколько афиняне были застрахованы от ошибочных решений суда, то можно напомнить известные исторические факты: судебные процессы по делу Сократа (с. 26 учебника), Фемистокла, Аристида.
Дополнительный материал для учителя
Фемистокл — афинский полководец, который многократно спасал город от персов. В результате происков своих врагов был обвинён в дружбе с персами, тайных связях со спартанцами. По решению суда покинул родной город.
Аристид прославился своей справедливостью. Участвовал в Марафонской битве как стратег. Также был изгнан из Афин, но затем прощён.
Далее учитель рассказывает, что у афинской системы правосудия были свои изъяны: подкупить такой суд было трудно, но обмануть — легко: ведь многое зависело от красноречия сторон. Тот, кто лучше говорил, имел больше шансов убедить суд в своей правоте; появились люди, специально обучавшие граждан города хорошо и убедительно говорить. Тем более что жребий судьи мог вытянуть не искушённый в подобных делах ремесленник, которого легко было запутать остроумно сплетёнными фразами.
Затем учитель называет основные принципы судопроизводства, кратко характеризуя их.
Дополнительный материал для учителя
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Он означает, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством.
Принцип осуществления правосудия только судом закреплён в ст. 118 Конституции РФ.
Принцип независимости судей: исключается любое воздействие на судей со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных дел.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом: государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Принцип обеспечения подсудимому права на защиту: каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно (см. дополнительный материал о деятельности адвоката).
Принцип состязательности и равноправия сторон означает, что функция суда по разрешению дела отделена как от функций обвинения, так и от функций защиты. При этом функции защиты и функции обвинения осуществляют разные участники судебного разбирательства, которые наделены равными процессуальными правами.
Принцип гласности судопроизводства означает, что разбирательство во всех судах проходит открыто (при слушании гражданских, уголовных и арбитражных дел доступ в зал разрешён всем гражданам, кроме не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса; ход и результаты процесса могут освещаться в СМИ).
Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства означает, что: 1) суд обязан делать все свои выводы только на основе доказательств, исследованных самим судом на судебном заседании; 2) все доказательства должны быть восприняты судом и обсуждены участниками процесса устно.
3. Раскрывая содержание третьего раздела, учитель даёт историческую справку о полиции. Он подчёркивает, что изменение названия не приводит к автоматическому решению всех проблем, изменению отношения к органам внутренних дел.
В то же время важно подчеркнуть, что человеку, соблюдающему принятые в обществе законы, незачем бояться полиции.
Далее учитель характеризует деятельность полиции, делая особый акцент на то, что полиция рассчитывает на помощь граждан.
Любой человек может сделать заявление в полицию об известном ему преступлении или конкретном факте правонарушения. Такие сообщения обязательно должны приниматься и разрешаться в законном порядке. Устные заявления граждан заносятся в специальный протокол, который подписывается заявителем и тем, кто принял заявление. Письменные заявления составляются в произвольной форме. Тот, кто делает такое заявление, должен знать, что за ложные сведения, содержащиеся в нём, может наступить ответственность.
В более подготовленном классе можно предложить учащимся разобрать следующую ситуацию:
Работник полиции проходил мимо здания поликлиники. Его внимание привлёк мужчина, который нёс дорогую женскую сумочку. Полицейский подошёл и стал расспрашивать: «Чья сумка? Где хозяйка?» Мужчина пытался объяснить, что нашёл сумку на улице. В это время из поликлиники выбежала расстроенная девушка, хозяйка сумочки. На место преступления прибыли сотрудники полиции.
Итак, справедливость восторжествовала: преступник сдан в руки полиции, сумочка возвращена хозяйке.
Но история имела продолжение: хозяйке сумки предложили проехать в отделение для оформления протокола. Ведь вор совершил преступление, и он должен быть привлечён к ответственности. А для этого нужно определить размер похищенного, его стоимость. От этого зависит квалификация содеянного и объём вменения (вопрос о том, под какую статью УК попадает совершённое правонарушение).
Девушка торопилась на свидание к молодому человеку. Ей хотелось, чтобы всё побыстрее завершилось. Поэтому она была готова утверждать, что содержимое её сумочки практически ничего не стоит. Тем более вещи ей вернули, а объём вменения её абсолютно не волновал.
Один из сотрудников полиции почувствовал такое настроение девушки и сказал ей следующие слова: «Мы, между прочим, поймали вора, который вас обокрал, а могли бы и не поймать. Вам хочется быстрее отсюда уйти, у вас дела, вы торопитесь, а представьте себе на минутку, что вор ушёл с вашей сумочкой. Вам пришлось бы просиживать часами и сутками под дверьми разных кабинетов, восстанавливая свои украденные документы...
Мы, конечно, можем написать в протоколе всё, что угодно, в том числе и то, что похищенное имущество ничего не стоит. И поскольку то, что у вас взяли, никакой цены не имеет, вора можно отпустить за малозначительностью содеянного. А он завтра снова выйдет на промысел. Следующей его жертвой может оказаться пенсионерка, у которой после кражи не останется ни гроша. Можно возразить, что этот вор не единственный, по городу их много бегает. В принципе это правда, пенсионерку и без него есть кому обокрасть. Но если мы так будем относиться к преступникам, то на улицу выйти будет невозможно, в самом деле, какой смысл вообще ловить преступников, если всех всё равно не переловишь»2.
Задание: оцените позицию девушки и сотрудника полиции.
Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно по тексту учебника познакомиться с принципами деятельности полиции.
Для закрепления материала можно предложить выполнить задания 3, 6 и 7 в рабочей тетради.
Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома»; задания в рабочей тетради.
Практическое занятие
В начале урока учитель, опираясь на схему в учебнике, даёт краткую характеристику основным правоохранительным органам. Затем учащимся предлагается последовательно выполнить задания 3, 6, 5 в рабочей тетради и задания 4—6 рубрики «В классе и дома».
В конце урока учитель обращает внимание детей на то, что в рубрике «Учимся защищать свои права» сформулированы правила, которые должен знать каждый гражданин.
Домашнее задание: § 7 учебника; задания рубрики «Проверим себя».
Литература для учителя
Конституция РФ, «Закон о полиции».
Орлов А. В. Практическая юридическая энциклопедия молодого человека / А. В. Орлов. — М., 2002.
Подхолзина Б. А. Юридический путеводитель / Б. А. Подхолзина. — М., 2003.
Правоохранительные органы России: учеб, для вузов / под ред. В. П. Божьева. — М., 2012.
1 Чувилев А. А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы: Учеб, пособие. — М., 2000. — С. 3.
2 Слова сотрудника полиции представляют собой адаптированный фрагмент из произведения А. Б. Марининой «Реквием» (М., 1997. — С. 211—213).