ВИНОВЕН - ОТВЕЧАЙ - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ВИНОВЕН - ОТВЕЧАЙ - Регулирование поведения людей в обществе

Тема продолжает линию правовой пропедевтики, начало которой положено на предыдущих уроках. Изучение темы поможет повлиять на сознание и поведение учащихся. Подростки осознают, что даже мелкое нарушение порядка причиняет вред людям, обществу и потому является противозаконным. При этом формируется убеждение, что любое нарушение закона наказуемо. Закон наказывает даже несовершеннолетних. А незнание закона, которым порой прикрываются нарушители, не является оправданием. На уроке рассматривается особая роль закона как надёжного защитника установленного порядка.

Задачи урока

1. Охарактеризовать закон как социальную силу, способную защитить установленный порядок и наказать нарушителей.

2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за поддержание порядка в обществе.

3. Использовать возможности данной темы для формирования у учащихся элементарных знаний об ответственности за противозаконное поведение и неотвратимости наказания нарушителей, даже несовершеннолетних.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; осмысление цели прочтения текста; сравнение результатов действия с заданным эталоном; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, плакат или схема «Проступки и преступления», статьи Уголовного кодекса РФ, учебник.

План изучения нового материала

1. Законопослушный человек.

2. Противозаконное поведение.

3. Закон наказывает нарушителя.

4. Несовершеннолетние нарушители.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее целесообразно обратиться к рубрике «Вспомним».

Учащиеся знают, что закон способствует утверждению в обществе порядка, справедливости, свободы. Опираясь на эти знания, учитель может пояснить, что уважение к закону выражается прежде всего в знании его требований. Такое знание помогает законопослушному человеку так строить своё поведение, чтобы не нарушать общественного порядка, не ущемлять прав и свобод других людей. Следовательно, уважение к закону складывается не только из знания его требований, но и добровольного их выполнения.

Однако закон не ограничивается установлением определённого порядка. Учитель сообщает учащимся, что сила закона проявляется и в том, что за любым нарушением неотвратимо следует наказание. Hо и тогда, когда закон наказывает нарушителя, он продолжает защищать порядок и восстанавливать справедливость.

Эти особенности закона, о которых пойдёт речь на уроке, служат основанием для формирования положительного отношения к нему.

Перед началом разговора о законопослушном человеке можно рекомендовать учащимся прочитать в учебнике фрагмент письма ученика 9 класса из книги Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» и задать классу вопросы, приведённые в конце текста. Эти вопросы не требуют немедленного ответа, они создают проблемную ситуацию, и учитель помогает школьникам подумать над ними в ходе урока.

1. Изучение первого пункта плана учитель начинает с беседы на тему о законопослушном человеке и задаёт учащимся следующие вопросы: как вы понимаете слово «законопослушный»? Кого можно назвать законопослушным человеком? Почему законопослушный человек вызывает уважение? Какую главную черту поведения законопослушного человека вы можете выделить?

В результате беседы учащиеся приходят к выводу, что именно уважение к закону есть основная черта поведения законопослушных людей. Для закрепления можно предложить школьникам объяснить, в чём состоит суть законопослушного поведения, и помочь им сформулировать краткое заключение: законопослушным называется поведение, соответствующее требованиям закона.

Развивая тему, учитель спрашивает учащихся: почему поведение в соответствии с законом полезно для общества? Как принято называть поведение, противоположное законопослушному? Приведите примеры такого поведения.

2. Перейти ко второму пункту плана можно через привлечение внимания учащихся к особенностям мелких нарушений порядка, которые зачастую неожиданно для самого нарушителя могут перерасти в серьёзное нарушение закона.

Учитель задаёт учащимся следующие вопросы: почему юристы постоянно предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Что означает это образное выражение «один шаг»? Раскройте его смысл на примерах.

Учащимся предлагается проявить свою фантазию и высказать предположения о развитии ситуации, начавшейся с мелкого беспорядка и неожиданно переросшей в серьёзное нарушение. Примеры мелких нарушений приведены в учебнике (задания 3 и 4 в рубрике «В классе и дома»), но будет хорошо, если учащиеся придумают свои варианты.

В ходе беседы учитель подводит к заключению, что каждое крупное нарушение порядка отличается от мелкого степенью причинённого людям вреда, но в обоих случаях имеет место нарушение закона. На этой основе учитель помогает классу сделать ещё одно обобщение: противозаконным называют поведение, которое запрещено законом; оно приносит людям, обществу вред.

3. Изучение третьего пункта плана учитель начинает с материала рубрики «Путешествие в прошлое». Школьники самостоятельно читают текст, опустив последний абзац с выводами. Учитель предлагает сделать собственные выводы и сопоставить их с изложенными в учебнике. Главное — подчеркнуть мысль, что общество издавна считает необходимым наказывать нарушителей установленных правил. Вместе с тем так же давно общество стремится добиться определённой справедливости по отношению к провинившемуся. Отсюда — попытка установить равновесие (адекватность) между нарушением и наказанием.

Далее учитель коротко рассказывает о различных видах нарушений и задаёт учащимся проблемные вопросы: как добиться справедливости при назначении наказания? Из чего следует исходить? Какое наказание можно считать справедливым?

Затем учитель объясняет материал раздела «Закон наказывает» или учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. В итоге необходимо подчеркнуть, что существует несколько групп нарушений и особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения.

После теоретических разъяснений можно подробно разобрать нарушения, относящиеся к каждой из групп. Если нет заранее подготовленного плаката или презентации, можно, разделив доску на две части, выписать наиболее часто повторяющиеся преступления и проступки людей в рамках материала, изложенного в учебнике. Учитель поясняет, что очень вредные нарушения и соответствующие им наказания подробно описаны в Уголовном кодексе РФ, о котором учащиеся уже знают. Хорошо, если учитель найдёт возможность познакомить школьников с какой-либо статьёй УК (например, со ст. 15 «Категории преступлений», ст. 44 «Виды наказаний» и т. д.). Мелкие проступки предусмотрены, например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ, Трудовом кодексе РФ. Есть они также и в Правилах внутреннего распорядка учебных заведений.

4. Четвёртый пункт плана — разговор о несовершеннолетних нарушителях, т. е. о детях до 18 лет. Учитель знакомит класс с наиболее типичными нарушениями. Желательно, чтобы учащиеся сами прочли фрагмент текста учебника, где говорится о таких нарушениях, и затем ответили на поставленные в конце фрагмента вопросы. Обязательно следует обратить внимание учащихся на то, как относится закон к несовершеннолетним нарушителям. Далее школьники самостоятельно прочитывают текст о воспитательно-трудовых учреждениях и отвечают на вопрос: с какой целью государство наказывает нарушителей? При обсуждении важно подчеркнуть, что государство не мстит нарушителю, а помогает ему исправиться.

Изучение материала параграфа желательно завершить чтением вслух рубрики «Учимся уважать закон».

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Урок-дискуссия

При выборе данного варианта организации учебной деятельности учитель может предложить учащимся самостоятельно поработать с текстом учебника (§ 6), устно ответить на вопросы 1—5 рубрики «Проверим себя». На эту работу отводится до 25 мин. Остальное время может быть посвящено обсуждению конкретных ситуаций, изложенных в заданиях 3—5 рубрики «В классе и дома».

Дополнительно учитель может предложить учащимся высказаться по проблеме ужесточения наказаний. Школьникам даётся возможность продумать и предложить свои аргументы за или против относительно мнения о том, что для эффективной борьбы с противоправным поведением необходимо ужесточить меру наказания за нарушение закона.

Домашнее задание: задания в рабочей тетради.

Урок-пресс-конференция

Данный урок может быть проведён с приглашением сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних соответствующего отделения полиции.

Учащимся предлагается заранее подготовить вопросы, связанные с ответственностью несовершеннолетних. Например, такие вопросы могут касаться того, какие именно правонарушения чаще всего совершают подростки; какие меры ответственности установлены за отдельные правонарушения подростков; какую ответственность несут соучастники правонарушений; в каких случаях к ответственности за правонарушения несовершеннолетних привлекаются их родители; что делают сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних для профилактики правонарушений подростков.

Общий круг вопросов можно заблаговременно сообщить приглашённому сотруднику инспекции по делам несовершеннолетних. На уроке учащиеся задают вопросы, выслушивают ответы приглашённого гостя. В заключение урока учитель предлагает семиклассникам письменно ответить на вопрос: почему закон наказывает несовершеннолетних правонарушителей?

Домашнее задание: § 6 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по выбору ученика).

Литература для учителя

Большая юридическая энциклопедия; рекомендуется проработать ряд законодательных положений УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, к которым есть обращение в тексте параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]