Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Государственные символы России - РОДИНА
Цели: дать представление о том, какую роль государственные символы России играют в жизни каждого человека, объяснить причины их появления; раскрыть значение понятий символ, герб, гимн; охарактеризовать герб, флаг и гимн России; выяснить отношение общества к государственным символам.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся описывать основные символы и государственную символику; проявлять приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; овладеют относительно целостными представлениями об обществе и человеке; метапредметные УУД: критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность (если оно таково) и корректировать его; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального государства России.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация; копии текста гимна Российской Федерации.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Сегодня мы поговорим о символах, которые часто встречаются в нашей жизни.
— Посмотрите на слайды. На них вы можете увидеть некоторые символы. Это не простые образы: они олицетворяют какие-то идеи или события.
(На экране следующие изображения: сердце, голубь, лавровый венок, два переплетенных кольца, пять переплетенных олимпийских колец, статуя Родины-матери на Мамаевом кургане.)
— Что вы понимаете под термином символ?
(Ответы учеников.)
Символ — это знак, который изображает, олицетворяет что- либо, обычно какую-то идею, объект, животное, признак.
— Можете ли вы объяснить представленные символы? (Примерный ответ. Сердце — символ любви, голубь — мира, лавровый венок — победы, два переплетенных кольца — бракосочетания, пять переплетенных колец разных цветов — Олимпийских игр, статуя Родины-матери на Мамаевом кургане — Родины-победительницы.)
— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на следующие вопросы.
— Знаете ли вы, что такое государственные символы и чем они отличаются от остальных символов?
— Какие государственные символы вам известны?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: “Государственные символы России”.
— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Герб России.
2. Флаг России.
3. Гимн России.
III. Работа по теме уроков
Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики — герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают исторические, политические, военные, культурные традиции проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.
1. Герб России
В Законе о Государственном гербе, принятом Государственной думой 8 декабря 2000 г. и одобренном Советом Федерации 20 декабря 2000 г., сказано: “Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона”.
— Где мы можем видеть изображение герба?
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово герб! (От слова “наследство”.)
— Работая с текстом рубрики “Путешествие в прошлое” на с. 100—101 учебника и дополнительным материалом, выполните задания.
Дополнительный материал
Внешний вид герба
Фон герба Российской Федерации красный, это цвет жизни. На фоне красного щита — золотой двуглавый орел. Его крылья похожи на золотые солнечные лучи, а сама птица — на солнце. Правой лапой орел сжимает скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей (дракон) — символ зла — повержен героем. Верный конь топчет его копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
Хотя по форме современный герб как будто повторяет герб Российской империи при Петре I, на самом деле смысл его теперь трактуется по-другому.
• Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России. Короны над главами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и могут рассматриваться также как символ союза трех ветвей власти: законодательной, административной и судебной.
• Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, и его единство.
• Всадник, поражающий копьем дракона, означает победу добра над злом, готовность народа защищать свою свободу и независимость.
Из истории создания российского герба
Любой символ имеет глубокий смысл, и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
Первый государственный герб России появился в конце XV в. В период правления Ивана III Васильевича появляется главная составная часть герба России — двуглавый орел {слайд). В 1472 г. Иван III заключил брак с наследницей византийского престола царевной Софьей (Зоей) Палеолог. Родовым гербом правителей Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда невесты. Иван III воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ Российского государства. Таким образом, двуглавый орел “прилетел” на Русскую землю из Византии.
У орла две головы. Почему? Россия — одна из немногих стран мира, расположенных сразу в двух частях света — Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад, единое тело — единое направление.
Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются государи, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. Личные привязанности и качества правителей отражаются на государственном гербе. Орел, которого изображали на печати Ивана III в XV в., был похож скорее на орленка. Крылья его опущены, никаких символов власти — Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
На гербе XVI в. в лапах орла появились меч и православный крест, означающий, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы римского распространить католичество, изменилась форма короны, орел поднял крылья и как бы взлетел. Над ним появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
На гербе начала XVII в. в лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконографическим изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. Это означало постоянную борьбу добра и зла.
— Опишите внешний вид герба.
— Воспроизведите историю создания российского герба.
— Кто знает, кто такой Георгий Победоносец?
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей — дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд). Он просуществовал до 1993 г., затем был заменен современным гербом Российской Федерации (слайд).
2. Флаг России
В Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации” сказано: “Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3”.
— Работая с текстом рубрики “Путешествие в прошлое” на с. 103—104, иллюстрациями на с. 103 и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Боевые знамена существовали еще во времена Древней Руси. Вместо слов флаг и знамя употреблялось слово стяг. Выражение поставить стяг означало построение дружины перед битвой. Стяг “стягивал” витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей. Примечательно и происхождение слова знамя. Знамениями называли изображения православных святынь. После того как на стягах стали изображать святого Георгия и другие святые лики, они превратились в знамения, а затем в знамена.
Первый российский флаг был принят при Петре 1 в 1693 г. Согласно его приказу на всех кораблях российского флота были подняты трехцветные флаги. На красном фоне был изображен двуглавый орел. С того времени несколько видов флагов олицетворяли статус Российской державы. Современный российский национальный флаг был принят в 1991 г.
Красный, белый и синий цвета на флаге появились при царе Алексее Михайловиче. Почему были выбраны именно эти цвета?
Слово красный имел в то время значение “красивый”. Русские люди обычно использовали его, описывая солнце, — красно солнышко, дома, улицы — Красная площадь, красивых людей — красный молодец, красная девица. Согласно российской традиции невеста была одета в красное платье во время венчания.
Синий цвет также был очень популярен. Небо, вода, целый мир ассоциировались с ним в Древней Руси. Кроме того, синий цвет являлся символом дружбы и союза славянских народов — русского, украинского и белорусского.
Белый цвет являлся символом веры в Бога, царя и Родину. В России люди всегда считали, что белый цвет означает свободу, открытость и чистоту.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значения цветов флага России:
• белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
• синий — цвет веры и верности, постоянства;
• красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Флаги в нашей стране до недавнего времени появлялись лишь в дни праздников. Теперь положение изменилось, появился даже национальный праздник - День российского флага.
— Какова история появления российского флага?
— Почему для флага были выбраны именно эти цвета?
— Где мы обычно можем видеть флаг?
— Как вы думаете, почему появился праздник — День российского флага?
3. Гимн России
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ “О Государственном гимне Российской Федерации” (с изменениями от 22 марта 2001 г.) был принят Государственной думой 8 декабря 2000 г. и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.
— Работая с текстом учебника на с. 104—105 и дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Слово гимн произошло от древнегреческого глагола гимено (петь, прославлять). Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
В отличие от прочих музыкальных произведений гимны способны воскрешать забытые чувства и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают связь поколений.
В истории нашего государства было несколько вариантов гимнов.
• До революции исполнялся гимн “Боже, царя храни”.
• После образования Советского Союза был принят гимн “Интернационал”.
• С 1944 г. исполняется новый гимн СССР. Музыка для него была написана композитором А. В. Александровым, слова — С. В. Михалковым и Г. А. Эль-Регистаном.
• В начале 2000-х гг. был принят современный гимн России на музыку гимна СССР А. В. Александрова, новый текст написал С. В. Михалков.
— Что такое гимн?
— Какова история нашего гимна?
— Какие чувства вы испытываете при звуках гимна России?
— Как ведут себя люди, когда звучит государственный гимн?
— Чем вы можете объяснить такое поведение?
— Представьте себе, что вы иностранцы и впервые знакомитесь с текстом гимна Российской Федерации.
(Учитель раздает ученикам текст гимна.)
Гимн Российской Федерации
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
— Что вы как иностранец узнаете из этого гимна о России?
IV. Подведение итогов урока
— Какие выводы вы можете сделать, познакомившись на уроке с государственными символами Российской Федерации?
(Ученики приходят к следующим выводам.)
1. Символы государства — это видимые знаки общности государства, они являются признаками объединения народов.
2. Государственная символика отражает национальные традиции, историю развития и формы устройства государства.
3. Государственная символика тесным образом связана с историей народа.
— Мы, россияне, гордимся своей страной. Как вы думаете, только в нашей стране существует уважительное отношение к собственным государственным символам? Вспомните традиции других народов.
— Какой положительный пример вы бы переняли у них?
(Ответы учеников.)
Итак, вам очень нравится отношение американцев к своему гимну и флагу. Но вы также верно заметили, что и в нашем государстве постепенно идет процесс возрождения гордости за национальный флаг. Свидетельство тому — новая традиция: 22 августа отмечается официальный праздник — День Государственного флага Российской Федерации.
— Вас поразила американская традиция давать клятву верности американскому флагу каждый день. Предлагаю вам, работая в группах, разработать проект присяги российскому флагу.
(Проверка выполнения задания.)
Кроме официальной символики, у некоторых стран существуют свои собственные девизы. Девиз страны, как правило, отражает основную идею всего общества, нации.
— Перед вами таблица, которая познакомит вас с девизами разных государств. Внимательно изучите ее.
Государство |
Национальный девиз |
Бельгия |
Единство дает силу |
Бразилия |
Порядок и прогресс |
Великобритания |
Бог и мое право! |
Гана |
Свобода и справедливость |
Гондурас |
Свобода, суверенитет и независимость |
Индонезия |
Единство в многообразии |
Испания |
Дальше предела |
Камерун |
Мир, Труд, Родина |
Канада |
От моря до моря |
Колумбия |
Свобода и порядок |
Мальта |
За храбрость! |
Непал |
Мать и родина дороже небесного царства |
Нидерланды |
Я сохраню! |
Панама |
На благо мира |
Парагвай |
Мир и правосудие |
Суринам |
Справедливость, благочестие, верность |
США |
На Бога уповаем |
Уганда |
Для Бога и моей страны |
Франция |
Свобода, равенство, братство |
Чад |
Единство, Труд, Прогресс |
Чили |
Правом или силой |
Ямайка |
Из многих (людей) — единый народ |
— Какой девиз из представленных в таблице вам понравился больше других? Поясните свой ответ.
— В этой таблице не указан девиз России. Девиз какой страны, по вашему мнению, более всего подошел бы для нашего государства? Почему? Что бы вам в нем хотелось изменить?
— Придумайте свой вариант девиза для России.
(Выполнение задания.)
— Как вы думаете, прав ли был В. Вундт, утверждавший, что национальные символы вернее всего отражают характер нации?
(Ответы учеников.)
V. Рефлексия
— Продолжите фразы (одну на выбор).
• На уроке я узнал (а)...
• Я понял (а)...
• Я хочу...
Домашнее задание
1. Прочитать § 12, с. 99—106 учебника.
2. Задание на выбор.
— Придумайте свой личный герб, нарисуйте его и составьте описание. Прежде чем выполнять задание, ознакомьтесь со следующей информацией.
1) Основу герба составляет щит, он может быть:
• треугольным (варяжский, норманнский);
• овальным (итальянский);
• квадратным с округлостью внизу (испанский);
• четырехугольным с заострением внизу (французский);
• фигурным (немецкий).
2) Поле щита может быть однотонным или с несколькими частями (глава, пояс, столб, перевязь, крест).
3) В геральдике используются два металла (золото и серебро), и пять основных красок: лазурь (голубая), червдень (красная), чернь (черная), зелень (зеленая) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали их условное обозначение в виде штриховки.)
4) Символика цвета на гербах:
• красный — мужество, страсть;
• голубой — величие, красота, ясность;
• зеленый — изобилие, свобода, надежда;
• пурпурный — власть;
• черный — печаль, скромность, постоянство;
• серебряный - чистота и скромность, благородство;
• золотой — богатство, сила, верность, знатность.
5) Символика изображений на щитах:
• лев — отвага, сила, гнев, великодушие;
• журавль — бдительность и осторожность;
• лилия — расцвет и успех;
• единорог — непобедимость;
• гриф — неустрашимость и свирепость;
• кошка — независимость;
• волк — злость, жадность;
• кабан — бесстрашие;
• петух — воинственность;
• павлин — хвастовство;
• розы — чистота, святость;
• ключи — открытость;
• конь — храбрость, быстрота;
• дуб — сила;
• оливковое дерево — мир;
• лавровая ветвь — победа.
— Подготовьте рассказ о гербе своего города.
— Работая в группах, придумайте герб, флаг и гимн вашего класса.