Наша Родина – Россия - РОДИНА

Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год

Наша Родина – Россия - РОДИНА

Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся освоят основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; научатся понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность; метапредметные УУД: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: осознание самого себя частью своей Родины — России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация; магнитофон; запись песни С. Коноплянникова “Шестая рота”; “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Поэтесса М. И. Алигер написала следующие строки:

Родину себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина! И радости, и горе

Неразрывно слиты были с ней.

Родина! В любви, бою и споре

Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки

Научила ты меня беречь

Золотые пушкинские сказки,

Гоголя пленительную речь.

Я люблю раскатистые грозы,

Хрусткий и накатанный мороз,

Клейкие живительные слезы

Утренних сияющих берез,

Безыменных реченек излуки,

Тихие вечерние поля.

Я к тебе протягиваю руки,

Родина единая моя.

— В чем смысл стихотворения?

— Какие мысли возникли у вас при его прослушивании?

(Ответы учеников.)

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на следующие вопросы.

— Как называлась наша страна в прошлом?

— Как она называется сейчас?

— В чем особенности нашей страны?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: “Наша Родина — Россия”.

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Российская Федерация.

2. Русский язык — государственный.

3. Что значит быть патриотом.

Проблемный вопрос. Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?

III. Работа по теме уроков

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать... Отечеством мы зовем нашу страну потому, что здесь жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, здесь говорят на родном для нас языке и все здесь для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и, как мать, защищает и бережет нас от врагов.

“Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина” — так писал русский педагог К. Д. Ушинский. На нашем уроке мы поговорим о том, насколько он был прав в своих рассуждениях и что значит быть патриотом.

1. Российская Федерация

Прежде чем мы начнем выяснять, что можно сделать для того, чтобы проявить себя патриотом, необходимо получить целостное представление о нашей стране — Российской Федерации.

— Предлагаю совершить экскурсию по нашей Родине, используя карту Российской Федерации на с. 94—95 учебника и дополнительный материал. В ходе этой экскурсии вы будете выступать в роли экскурсоводов — специалистов в определенной сфере: географов, этнографов, политологов, правоведов.

(Ученики делятся на группы.)

Дополнительный материал

Материал для географов

Наша страна занимает самую большую в мире территорию. Более 143 млн человек живет в современной России. Все они составляют одну нацию, которая называется россияне. Это означает, что все россияне являются гражданами Российской Федерации, признают общие законы, объединены в одно государство, имеют общенациональные праздники, ощущают свое единство и принадлежность к стране.

Материал для этнографов

В крупных государствах нация состоит из разных народов. В России живут представители около 180 народов. В отличие от нации народы необязательно имеют собственное государство, но у них есть свои традиции и обычаи, часто имеется свой язык, особые верования, легенды и сказания, стиль одежды, блюда народной кухни.

Каждый народ бережно относится к достижениям своей культуры, болезненно реагирует на пренебрежение к его обычаям и традициям.

Среди народов России есть не только крупные, но и малочисленные. По закону к ним отнесены те, кто сохраняет свои культурные традиции, считает себя отдельным народом и чья численность менее 50 000 человек.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним — тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один — черкеску носит,

Другой — надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод.

Один — кумыс готовит,

Другой — готовит мед.

Одним — милее осень,

Другим — милей весна.

А Родина — Россия —

У нас у всех одна.

В. Степанов

Традиции и обычаи народов России

Россия. Крещение (19 января). Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старики говорят: “Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба”. Сейчас накануне этого праздника многие люди — и старые, и молодые — ходят в церковь на службу, некоторые едут к святым источникам, чтобы искупаться: по народным поверьям, человек не будет болеть весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Якутия. Когда больной якут предчувствует свою смерть, он призывает наследника и рассказывает ему о всех своих делах, напоминает ему о своих друзьях и врагах, дабы он знал, с кем ему продолжать дружбу, от кого он должен сторониться и кому он должен сам ответить за обиду. Такая вражда продолжается до тех пор, пока между обеими семьями не образуется новое родство через какой-либо брачный союз, после чего наступит примирение. Если новобрачные разведутся, то вражда с обеих сторон возобновляется и становится еще сильнее.

Эвенкия. Издавна эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапог) обязательно должны были быть развязанными. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступали в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашения достичь не удавалось, шаман отсылал парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывал шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садились спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорили напрямую. Заканчивался такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключать мир и как важно беречь его впредь.

Материал для правоведов

Материал для политологов

В современной России только толерантное (терпимое) отношение к различным народам позволяет им развиваться и процветать. Помогает в этом федеративное устройство страны. Слово федерация происходит от латинского слова foederatio — союз, объединение.

В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В них проживает более 180 народов. В территориальный состав России на сегодняшний день входят 9 федеральных округов.

Словосочетание субъект Российской Федерации обозначает “равный член, полноправный участник”. Субъекты различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, национальному составу.

(Проведение экскурсии.)

— В каком субъекте Российской Федерации вы проживаете?

— Найдите его на карте.

— Какие народы проживают в этой местности?

— Что известно об их обычаях и традициях?

(Ответы учеников.)

2. Русский язык — государственный

— Что такое язык?

Вот что говорится о языке в “Толковом словаре” В. И. Даля: “Язык — словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетание”.

— Для чего нужен язык?

— Докажите, что язык важен для человека. Приведите примеры пословиц и поговорок о языке, речи.

— О красоте и богатстве русского языка писали многие русские писатели и поэты. Прочитайте указанные высказывания и вспомните другие известные вам выражения о русском языке.

• Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)

• Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. (М. В. Ломоносов)

• Язык и золото — вот наш кинжал и яд. (М. Ю. Лермонтов)

• Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. {А. С. Пушкин)

• Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. (А. С. Пушкин)

• Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)

• Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. (Н.А. Добролюбов)

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила за русским языком статус государственного и одновременно предоставила республикам право устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68).

Наше государство многонациональное, поэтому существует необходимость выбора одного языка для преодоления языкового барьера. Общий для всех язык дает каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность общаться с представителями других народов. Таким языком в России является русский. Это означает, что:

1) на русском языке составляются государственные документы;

2) на нем Россия ведет переговоры с другими государствами;

3) его изучают во всех школах.

— Мы уже поняли, что Россия — многонациональное государство. Почему именно русский язык является государственным в Российской Федерации?

(Ученики высказывают следующие предположения.)

1. Большую роль играет то, что на русском языке говорит большинство населения нашей страны.

2. Русский народ и его язык имеют богатую историю.

3. Сам язык богат и разнообразен, он постоянно изменяется вместе с жизнью народа.

4. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру техническими открытиями, литературными, музыкальными и живописными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего народа.

5. После 90-х гг. XX в, т. е. после распада Советского Союза, русский язык употребляет и население стран СНГ. Русский язык считается вторым государственным языком во многих бывших союзных республиках.

Наш язык поистине заслуживает уважения и восхищения. Многие поэты посвящали русскому языку свои стихи. В них звучат гордость за родной язык, восхищение им и очень часто — призыв беречь родную речь, сохранить ее в трудное время.

— Послушайте стихотворение И. А. Бунина “Слово”.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

А вот еще одно стихотворение под названием “Мужество”. Оно было написано А. Ахматовой в 1942 г., когда страна вела тяжелую войну с фашистами. Поэтесса считает, что сохранить “великое русское слово” — значит сохранить саму нацию, так как язык — это символ народа.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Общий государственный язык, общее прошлое и будущее, общая Родина — все это сближает народы Российской Федерации. В нашей стране нет больших и малых народов. Все республики и народы, проживающие на территории России, равны. Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и теплого, уважительного отношения к культуре и ценностям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

— Уважение к другим народам — черта патриота. Обсудите в парах это утверждение и приведите аргументы в его защиту.

(Проверка выполнения задания.)

Как радуге нужны все семь цветов, чтобы быть радугой, так и России необходимы и дороги все народы, составляющие Российскую Федерацию. Как матери дороги все ее дети, так и Россия заботится обо всех народах, входящих в ее состав, гордится их успехами и разделяет их беды.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Если я чем-то на тебя непохож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю”. Его слова — это не только урок нам, живущим в XXI в., но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы — люди этой планеты — связаны друг с другом невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять другого человека, независимо от его национальности, — это великое искусство, и называется оно толерантностью.

3. Что значит быть патриотом

(На слайде цветовая гамма Люшера.)

— Посмотрите на слайд. С каким цветом у вас ассоциируется слово патриотизм? Свой выбор объясните.

(Ответы учеников.)

Слово патриотизм заимствовано из греческого языка (от слова patris — родина, отечество).

— Как вы думаете, в чем должна проявляться позиция патриота в наши дни?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Патриотами не рождаются, ими становятся. Любовь к Родине возникает в душе человека.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, с чего необходимо начинать воспитание патриота?

(Ответы учеников.)

У французского писателя А. де Сент-Экзюпери есть замечательная повесть под названием “Маленький принц”. В ней заключены золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации.

Маленький принц пересек пустыню и никого не встретил. За все время ему попался только один цветок — крохотный, невзрачный цветок о трех лепестках...

— Здравствуй, — сказал Маленький принц.

— Здравствуй, — отвечал цветок.

— А где люди? — вежливо спросил Маленький принц.

Цветок видел однажды, как мимо шел караван.

— Люди? Ах да... Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней...

Думаю, вы уже поняли, что при воспитании юного патриота, во-первых, очень важно привить интерес к традициям и обычаям народов родной страны, к его корням, чтобы не росли дети Иванами, не помнящими родства.

Во-вторых, нужно научить беречь природу, ведь без помощи граждан государство с этой задачей не справится. Вспомните золотое правило из “Маленького принца”: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету”.

В-третьих, следует учить юного патриота творить добро.

В-четвертых, нужно воспитать в нем любовь к Отечеству, народу, его истории и культуре.

(Составление схемы.)

— Обратимся к рубрике “Жил на свете человек” на с. 96 учебника. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— Что вы узнали о В. И. Дале?

— Что стало главным делом его жизни?

— Можно ли назвать В. И. Даля патриотом? Свой ответ поясните.

(Ответы учеников.)

Что значит быть патриотом? Современный словарь трактует значение этого слова следующим образом: “Патриот — это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины”.

(Ученики записывают определение понятия в тетрадях.)

— Еще раз внимательно прочитайте определение и выделите его ключевые слова. Составьте логическую схему.

(Проверка выполнения задания.)

— Используя материал мультимедийной презентации и определение понятия патриот, докажите, что героев, представленных на слайдах, можно назвать настоящими патриотами.

Слайд 1. В 1611 г. Россия оказалась на краю национальной катастрофы. Полчища поляков и шведов, воспользовавшись тяжелейшим положением и слабостью власти, открыто хлынули в страну и готовились подчинить ее себе. Борьбу русского народа возглавили нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, Второе ополчение освободило Москву и изгнало захватчиков. В Москве на Красной площади стоит памятник героям с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

Слайд 2. Девятнадцатилетний Михаил Паникаха во время боя в осажденном Сталинграде поднял руку с бутылкой с зажигательной смесью. Он приготовился поразить приближающийся танк, в этот момент пуля попала в бутылку и огненная жидкость охватила юношу. Пылающий живой факел бросился вперед. Ценой своей жизни Михаил остановил танк.

Слайд 3. При вспышках огня от автоматной очереди Сергей Бурнаев увидел, как по полу подземного коридора в сторону бойцов катится брошенная боевиками граната. Бросать ее обратно уже не было времени, и ради спасения товарищей Сергей принял последнее решение — он закрыл гранату своим телом. Ценой собственной жизни сержант Бурнаев спас жизни остальных бойцов.

Слайд 4. Они закрыли своими телами детей Беслана... (Под звуки музыки появляются фотографии спецназовцев, которые прикрывали детей в Беслане от прицельного огня боевиков.) Они погибли сами, но спасли детей.

Слайд 5. (Под звуки песни “Шестая рота” на слайде появляются фотографии погибших десантников шестой роты Псковской дивизии, которые совершили беспримерный подвиг в феврале 2000 г., встав на пути боевиков.)

Хроника событий

(эпизод Второй чеченской войны)

Наемников скопилось в ущелье около трех тысяч. Они уже 29 февраля должны были миновать ущелье, но несколько задержались. Десантная группировка об их пребывании здесь ничего не знала. Бойцам был отдан приказ: выдвинуться на высоты. Шестая парашютно-десантная рота должна была находиться у выхода из ущелья на высоте 776.0 у селения Улус-Керт.

Разведывательный дозор роты первым столкнулся с группой боевиков численностью свыше сорока человек. Наемники закричали, чтобы их пропустили, так как “командиры договорились”! Старший лейтенант Алексей Воробьев срочно связался по рации с командиром батальона подполковником Марком Евтюхиным и доложил обстановку. Тот вышел на связь с командованием десантной группировки. Оттуда поступил приказ: предложить боевикам сдаться или всех уничтожить!

Этот разговор по радио перехватили бандиты, и Хаттаб отдал свой приказ: “Десантников стереть с лица земли!” Разгорелся бой, продолжавшийся и на следующий день. Гвардейцы не отступили ни на шаг. Они отвергли предлагаемые бандитами деньги. Не было никакой помощи, кроме прорыва десяти разведчиков четвертой роты во главе с заместителем командира второго батальона майором Александром Доставаловым. Десантники бились насмерть. Несмотря на раны, многие бросались с гранатами в гущу врагов. Кровь ручьем стекала по дороге, ведущей вниз. На каждого из 90 десантников приходилось по 30 боевиков.

Первого марта в критический момент подполковник Марк Евтюхин и артиллерийский корректировщик капитан Виктор Романов вызвали огонь родной артиллерии: “На себя!” Утро было ясным, когда гибли последние десантники роты. Над полем боя патрулировал вертолет, и летчики передавали на землю, что боевики собирают трупы гвардейцев и намереваются их куда-то вывезти. Десантники других подразделений стали прорываться к месту боя. Боевики отошли. Оказалось, что они собрали трупы в одну кучу, а наверх усадили мертвого подполковника Евтюхина с рацией и надетыми наушниками.

Второго марта оставшихся боевиков разметали авиационно-артиллерийским налетом. Около пятисот ушли в горы и скрылись. Позже некоторые полевые командиры были убиты, по некоторым сведениям, псковскими десантниками.

Погибшие десантники — ребята из 47 республик, краев и областей России; 13 офицеров стали Героями России посмертно. Среди 84 погибших гвардейцев 20 воинов срочной и контрактной службы из Псковской области. Звания Героя России удостоены ефрейтор Александр Лебедев из Псковского района и сержант Дмитрий Григорьев из Новосокольнического района. Вечная им память!

(Проверка выполнения задания.)

Непросто ответить на вопрос: “За что мы любим мать?” Ответ точно не будет полным. Не так просто ответить и на вопрос: “За что люди любят Родину?”

Вспомните: бывало ли, что вы сердились на мать за ее строгость? А разве редко приходится слышать, что, мол, есть страны и земли богаче, лучше, чем Россия? Но не зря мы называем свою страну “Родина-мать”.

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию на с. 97 учебника и ответьте на вопросы.

— К чему призывает этот плакат?

— Почему такой призыв звучит от имени Родины?

Проблемный вопрос. Как вы считаете, должен ли патриот слепо любить свою Родину и не замечать ее недостатков?

(Ответы учеников.)

Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Только истинный патриот не станет ворчать и жаловаться, наоборот, он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Недаром В. И. Даль в своем словаре называет патриота любителем Отечества, ревнителем о благе его, огчизнолюбом.

Проблемный вопрос. Достаточно ли просто родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?

(Ответы учеников.)

Нет, просто родиться в России и называть себя патриотом недостаточно. Писатель А. де Сент-Экзюпери говорил: “Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир”.

IV. Закрепление изученного материала

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Выполним тесты.

1. Словосочетание Российская Федерация означает, что наша страна:

а) является самым большим по территории государством в мире

б) имеет президента

в) разделена на части, каждая из которых имеет свои особенности

г) населена в основном русскими

2. К нации можно отнести следующую группу:

а) калмыки

б) россияне

в) осетины

г) русские

3. К одному из народов России относятся:

а) уральцы

б) татары

в) москвичи

г) кавказцы

4. Наиболее важным для признания людей представителями одной гражданской нации является:

а) высокий уровень экономического развития

б) единая религия

в) сотрудничество народов в рамках одного государства

г) общая мода и стиль одежды

— Объясните, что значит быть патриотом.

— Что вы знаете об Отечественной войне 1812 г.? о Великой Отечественной войне? Почему их назвали отечественными?

— Подберите синонимы к слову родина.

— Найдите в словаре В. И. Даля толкование слов отечество, родина. Какой смысл вы вкладываете в слова любить Родину?

(Ученики выполняют задания.)

— Перед вами исторический документ. Эту статью написал знаменитый писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Прочтите и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

О любви к отечеству и народной гордости

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапландец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к Северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество!..

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству... Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство...

Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его...

Мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная... слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма.

— Н. М. Карамзин определил три причины, почему человек любит свою Родину. Согласны ли вы с историком?

— А как по-вашему; почему человек любит свою Родину?

— Объясните высказывание: “Душа их [соотечественников] сообразуется с нашею”.

(Ответы учеников.)

— Выполним следующее задание. Перед вами список черт патриота. Они расположены в произвольном порядке. Ваша задача — расставить их так, чтобы в начале списка были самые важные качества, с вашей точки зрения, а в конце списка — менее важные.

1. Сострадает своему народу.

2. Гордится Родиной, переживает за нее.

3. Любит Родину.

4. Защищает интересы своего народа.

5. Предан Родине и отстаивает ее интересы.

6. Уважает людей всех национальностей.

7. Готов встать на защиту Родины.

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

(Итоги подводятся с помощью приема “Рефлексивная мишень”. Учитель рисует на доске мишень и делит ее на секторы. В каждом из них записывает параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например: оценка содержания, форм и методов проведения урока, деятельности педагога, своей деятельности. Ученик ставит метки в секторах соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. В конце урока учитель анализирует результаты.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 11, с. 92—98 учебника.

2. Написать письмо сверстнику, живущему далеко: рассказать ему о своей малой Родине, подобрать (по желанию) и показать ему фотографии любимых родных мест.






Для любых предложений по сайту: [email protected]