Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Гражданин России - РОДИНА
Цели: познакомить с социальным статусом гражданина, его конституционными правами и обязанностями; показать тесную связь между понятиями гражданин и патриот; раскрыть значение понятий гражданин, обязанности, референдум.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять и конкретизировать с помощью примеров значение понятия гражданин и основные права и обязанности граждан Российской Федерации; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие в жизни общества.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Сегодня часто от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодых людей, что, дескать, плохая молодежь, не так работает, не те интересы имеет, не так относится к своему Отечеству, плохие граждане, непатриоты.
— А как надо относиться к своему Отечеству?
Кто такие патриоты и граждане? Есть ли разница в этих понятиях? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
— Используя знания, полученные на предыдущих уроках, ответьте на следующие вопросы.
— Что значит быть патриотом?
— Как человек может служить Отечеству?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: “Гражданин России”.
— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Гражданин.
2. Права и обязанности граждан России.
3. Моя хата с краю?
Проблемные вопросы. Почему гражданин должен быть достойным сыном своего Отечества? Почему он не может быть безразличным к судьбе Родины?
III. Работа по теме уроков
1. Гражданин
Красивым словом россияне называют всех граждан нашей страны. Начнем изучение новой темы с определения понятия гражданин.
— Предлагаю вам выступить в роли ученых-исследователей. Работая с текстом учебника на с. 107 и дополнительным материалом, сформулируйте определения понятия гражданин.
Дополнительный материал
В русском языке слова городить, городище, нагораживать появились очень давно. Когда-то, в глубокой древности, когда и государства Российского еще не было, на этой земле жили племена древних славян. И вот когда вместо собирательства и охоты люди стали обрабатывать землю, засевать поля рожью, выращивать капусту и редьку, разводить скот, а на смену родовой общине пришла соседская, вот тогда-то и появилась потребность защищать свою землю от неприятеля. Общими усилиями семей-соседей, всей общиной, или, как тогда говорили, всем миром, огораживали участок земли крепкими стенами и возводили городище. Там, внутри, за оградой, располагались дома, ремесленные мастерские, священные места и даже кладбища. За оградой же находились дома, в которых собирался сход всех мужчин общины и происходили пиры — братчины.
Позднее в древних городищах стал проживать князь с дружиной, а с принятием христианства вместо языческих святилищ появились православные храмы. На площади городища торговали купцы, на звон колокола собирались члены общины, чтобы услышать какую-то важную новость.
За надежными стенами города горожане и жители ближайших деревень укрывались от грозного и коварного неприятеля.
Пройдут века, деревянные стены заменят каменные, но по-прежнему в минуты тревоги вместе с людской силой, мужеством и отвагой будут они защищать, огораживать, ограждать жителей от страшных внешних напастей.
Вокруг городищ селились люди, и постепенно становилась мала прежняя территория. Чтобы укрывать и защищать всех желающих, возводилась вторая, а потом и третья стена. Так дома и домики новых поселений оказывались под защитой, за укрытием.
За городскими стенами шумела особая жизнь, непохожая на тихий деревенский быт. Громкий голос торговца приглашал полюбоваться его товаром, слышался перестук молотков по наковальне, а то вдруг все покрывал перезвон множества церковных колоколов. Так возникали и росли города, а их жители стали называться горожанами, т. е. живущими под защитой городской стены.
Если город, горожанин и гражданин — родственные слова, то что же еще общего между горожанином и гражданином? И горожанин, и гражданин — это человек, чем-то защищенный. Но чем? Откроем “Толковый словарь русского языка”, который составил наш замечательный соотечественник академик Сергей Иванович Ожегов, и прочитаем: “Гражданин — это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой”. Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надежно огораживать гражданина от опасностей...
Слово гражданин довольно молодое и в лексиконе россиян появилось относительно недавно. Причина в том, что в течение многих веков россияне были подданными, а не гражданами... Подданный — это человек, обязанный выплачивать дань, он — данник. А данник зависит от короля или царя. Это король или царь распоряжается землями, имуществом, самой жизнью своих данников. Захочет — казнит, а захочет — помилует, захочет — даст земли, щедро наградит, а захочет — отнимет последнее...
В отличие от подданного гражданин — это свободный человек своего Отечества. Он защищен законами страны и имеет много прав и обязанностей.
(Е. Королькова “Общая судьба, общая историческая память”)
— Какое происхождение имеет слово гражданин?
— Как вы понимаете значение этого слова?
— Что общего и в чем различия между понятиями подданный и гражданин?
(Ответы учеников, составление схемы.)
— Обратимся к рубрике “Путешествие в прошлое” на с. 107 учебника. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
— Где сложилось понятие гражданин?
— Каким было Афинское государство?
— Что означает понятие демократия?
— Где принимались важнейшие решения?
— Все ли могли участвовать в работе народного собрания?
— Какая категория граждан имела право участвовать в работе народного собрания и принимать решения?
— Можно ли в России участвовать в решениях государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах?
(Ответы учеников.)
На легендарном Малаховом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 г., руководя обороной города, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: “Я счастлив, что умираю за Отечество... Отстаивайте же Севастополь!” Недалеко от этого места вражеская пуля ударила в висок адмирала Нахимова, а рядом был убит контр-адмирал Истомин.
— Как вы думаете, можно ли назвать Корнилова гражданином? Почему?
(Ответы учеников.)
Но о Пушкине тоже говорят — поэт и гражданин, о композиторе Глинке — музыкант и гражданин.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
— Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно прочтите следующий материал.
Дополнительный материал
О гражданине
Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. А что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг, извините, и мусорные свалки встречаются. И нищих полно. А цены! И квартир не хватает. Но всего страшнее то, что тысячи парней полегли в горах Афганистана и Чечни... И что же, гражданин должен все это горячо любить? Нет, помойки и ошибки своего правительства любить невозможно. Но гражданин, не любя всего этого, искренне болеет за свою Родину.
Он не только переживает. Гражданин действует. Он участвует в политике и требует перемен, реформ. Он понимает, что без его участия в выборах ничего не изменится в жизни Родины.
Гражданин честно заплатит налоги, понимая, что на эти деньги будет оказана помощь неимущим, детям-сиротам, будут построены дороги и больницы.
Гражданин исполнит свой долг защитника Отечества.
Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологических митингах, берет в руки лопату и сажает деревья.
Гражданин протестует против уничтожения культурного наследия. Он объединяется с другими людьми и не позволяет снести старинное здание. Гражданин участвует в восстановлении церкви, монастыря. Он может не верить в Бога, но не позволит погибнуть священным камням, ведь к ним прикасались руки его предков.
Гражданин не будет покорно молчать, когда его обманывает продавец. Он использует Закон “О защите прав потребителей” и добивается справедливости.
Гражданин требует от властей принять такие законы, которые сделали бы воровство невыгодным. Он поможет выявить взяточника и вымогателя.
Гражданин не может спокойно смотреть, как от водки и наркотиков гибнет его народ. Он требует от правительства принять срочные меры.
(По Л. Безденежных)
— Ответьте на проблемный вопрос.
Да, вы правильно заметили, что гражданином является не только полководец, павший в бою за Родину, но и талантливый литератор, художник, певец.
— Нарисуйте портрет гражданина.
(Проверка выполнения задания, составление схемы.)
Таким образом, гражданин — это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо народа.
— Поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение “Гражданственность”. Послушайте его и расскажите о тех чувствах, которые вы испытали.
Гражданственность
Ты, гражданственность, — флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скриплив.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище, —
Ведь прохожих нелепо хватать
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, — Пушкин, Некрасов —
Не булгаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе,
А заквашена на крови.
Боль гражданства — не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собою все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинки,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинки,
Ну а вместе — Бородино.
Показной героизм — криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Тушин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников,
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора...
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин — от хамства чьего-то
И детей — от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России — бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
(Ответы учеников.)
2. Права и обязанности граждан России
Мы с вами говорили о том, что у гражданина много прав и обязанностей. Давайте убедимся в этом.
— Работая с текстом учебника на с. 108—109, познакомьтесь с правами и обязанностями гражданина и заполните таблицу.
Права и обязанности гражданина Российской Федерации
Право гражданина |
Обязанность гражданина |
• Участвовать в управлении делами государства; • избирать своих представителей (депутатов) в Государственную думу и доверять им решение главных дел страны; • избирать Президента Российской Федерации; • решать самые важные вопросы государственной жизни путем голосования на референдуме (участвуют все граждане Российской Федерации); • иметь равный доступ к государственным должностям, участвовать в работе судов; • обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы; • получить образование. Все граждане имеют равные права |
• Соблюдать Конституцию и другие законы Российской Федерации; • защищать Отечество; • беречь памятники истории и культуры; • бережно относиться к природным богатствам; • платить законно установленные налоги и сборы; • получить среднее образование |
(Проверка выполнения задания.)
Гражданами своей страны вы становитесь с момента рождения. В полной мере самостоятельно осуществлять свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. До этого времени человек считается ребенком.
3. Моя хата с краю?
Для того чтобы быть настоящим гражданином, надо совершить поступки, полезные своему народу. Если человек думает только о себе, он тоже может считаться гражданином. У него будут гражданские права. Он может делать все то, что записано в нашей таблице. Однако такой человек является гражданином только по закону, а на самом деле он самый обычный обыватель. Так, например, ведет себя пескарь в известной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.
— Послушайте краткое содержание сказки “Премудрый пескарь”.
Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем “дрожал” в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою жизнь. Его подстерегали раки, щуки, но он избегал смерти.
У пескаря не было семьи: “Как бы только самому прожить!” “И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: “Слава богу! кажется, жив!””
Даже щуки стали хвалить пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он потеряет бдительность и они его съедят. Но не поддался пескарь ни на какие провокации. Прожив еще много лет, размышляя над щучьими словами, он понял, что, если бы все жили, как он, пескари бы давно перевелись. Нельзя жить в норе, не в родной стихии; нужно иметь семью, общаться с соседями. Жизнь, которую он вел, способствует вырождению. Такие, как он, — “бесполезные пескари”. “Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят”.
Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, он дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, называют его не премудрым, а “остолопом”, а его жизнь — “распостылой”.
В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и “премудрый”.
— Как вы поняли смысл сказки?
— Как можно назвать главного героя?
— Чему вас научила эта сказка?
(Ответы учеников.)
— Предлагаю вам составить портрет обывателя. При выполнении задания используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал
Обыватель только ест и спит, дышит свежим воздухом и заботится лишь о себе. И все! Придет время умирать, и он спросит себя: “Зачем я жил, что я сделал хорошего и что оставляю после себя?” С нелегким сердцем ему придется расстаться с миром.
Обыватель не пойдет на встречу с кандидатом в депутаты. Ведь ему все равно, кто получит власть в его городе или селе, кто будет управлять страной. Лишь бы его не трогали! Он впервые задумается о политике только тогда, когда его сына пошлют воевать в какую-нибудь “горячую точку”. Или тогда, когда однажды за ним закроются двери тюрьмы без объяснения причин.
Обыватель знает, что главное в жизни — это его собственное спокойствие и благополучие. Он не подаст руку тонущему — самому можно поскользнуться и упасть в воду, не поделится рублем с бедным — самому не хватает.
Обыватель не занимается благотворительностью, не участвует в экологических митингах — у него и без того хватает забот, не вступает ни в одну организацию — там членские взносы надо платить. Он только может удивиться, если чистая вода и противогаз будут стоить больших денег.
Девиз обывателя: “Моя хата с краю, ничего не знаю!”
Исторически сложилось, что обывателем стали называть человека, живущего мелкими личными интересами.
(Проверка выполнения задания, составление схемы.)
Каждому человеку в жизни предстоит сделать выбор. Он или становится достойным человеком, который сам строит свою жизнь, хорошо осознавая свои действия, или проживет жизнь, как тот премудрый пескарь из сказки Салтыкова-Щедрина.
— Обратимся к рубрике “Путешествие в прошлое” на с. 110—111 учебника. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
— Можно ли назвать Минина и Пожарского достойными гражданами нашего Отечества? Почему?
(Ответы учеников.)
Кто-то из вас скажет: мы еще маленькие и не можем пока доказать свои гражданские качества. Но правы ли вы? Можете ли вы в своем возрасте принести пользу своему государству?
— Работая в группах, разработайте проект “Я гражданин России!”.
(Работа над проектом и защита.)
IV. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Подумайте, кто из людей — гражданин или обыватель — мог совершить следующие поступки и почему.
• Принял участие в выборах;
• не помог пожилому человеку перейти улицу;
• сообщил о готовящемся преступлении;
• сломал ветку дерева;
• убежал, когда обижали слабого;
• прошел мимо, когда увидел, как подростки исписывали стены памятника архитектуры;
• принял участие в благотворительном марафоне, отправив собственные средства для оказания помощи больным детям.
(Проверка выполнения задания.)
— Разрешите ситуацию.
На уроке одна девочка рассказала интересную, но грустную историю. Ее прабабушка была не очень грамотной женщиной.
Дожила до 90 лет. Почувствовав приближение смерти, она пожелала увидеть своих любимых родственников. Собрались пятеро детей и двенадцать внуков — все, кого она когда-то подняла, воспитала. Да еще приехали девятнадцать правнуков. Целый день говорили, общались со старушкой по очереди. А наутро она тихо сказала: “Не знаю, зачем я жила, только небо коптила”. И так же тихо умерла. Никто не успел ей возразить.
— Что бы вы сказали этой бабушке?
(Ответы учеников.)
— Составьте синквейн со словами гражданин и обыватель.
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 13, с. 107—112 учебника.
2. Задание на выбор.
• Как вы понимаете выражение: “Гражданин — Отечества достойный сын”?
• Подумайте, есть ли связь между словами гражданин и патриот.
• Что общего у слов гражданин и гражданственность и в чем различие? Приведите примеры проявления гражданственности нашими современниками.