Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Тема урока |
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||
Дата урока |
||||||||
Образовательные ресурсы |
• Презентация “Религиозные объединения и организации в Российской Федерации” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://900igr.net/prezentatsii/religii-i-etika/Gosudarstvo-i-religija/018-Religioznye-organizatsii-v-rossijskoj-federatsii.html |
|||||||
План урока |
1. Религиозные объединения и организации в РФ. 2. Опасность сектантства. 3. Права религиозных организаций. 4. Проблема поддержания межрелигиозного мира |
|||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представлений о том, какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации |
|||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
|||||||
Основные понятия |
Религиозные объединения |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||
Научатся: определять, какие религиозные объединения могут действовать на территории Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
|
И. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Религиозные объединения в РФ” |
Вопросы: - Какие права имеют организации верующих в светском государстве? - Кто создает религиозные организации? - Что такое тоталитарные секты и чем они опасны? |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Устный опрос |
|
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Религиозные объединения и организации в Российской Федерации”. 2. Работа с текстом учебника, с. 202-210. 3. Работа с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ; Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” (см. Приложение на с. 69—73). 4. Выполнение заданий 3,4, с. 212-213. 5. Творческая работа (написание эссе) |
1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Формулирует задание: а) познакомиться с новым материалом; б) составить тезисный план- конспект. 3. Нацеливает учащихся на работу с нормативно-правовыми документами, формулирует задание: - проанализировать документы, высказать свою точку зрения. Организует дискуссионную беседу по обсуждению документа. 4. Формулирует задание, проводит выборочный контроль, организует беседу по вопросам учебника. 5. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное мышление - написание эссе на тему: “В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет” (Ф. Шиллер) |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. 2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют тезисный план-конспект. 3. Знакомятся с документами, анализируют их, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. 4. Отвечают на вопросы. 5. Пишут эссе на заданную тему |
1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Работа в парах. 4. Фронтальная работа. 5. Индивидуальная работа |
Познавательные: структурируют знания, работают с документами; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о религиозных объединениях. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала исходя из социальных и личностных ценностей |
1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Устные ответы. 4. Устные ответы. 5. Письменная работа |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Анализ творческих работ (эссе) |
Создает условия для обсуждения письменных творческих работ |
Зачитывают и анализируют письменные работы (эссе) |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений |
Устные ответы |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Какие религиозные объединения могут действовать на территории РФ? - Укажите обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|
Домашнее задание |
2 |
§ 19, задание 2, с. 212 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
|||
Приложение
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации (извлечения):
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (извлечения):
Глава 1. Общие положения
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;
- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Статья 5. Религиозное образование
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.
4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями, могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Глава II. Религиозные объединения
Статья 6. Религиозные объединения
1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Статья 7. Религиозная группа
1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Статья 8. Религиозная организация
1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производные от них.
6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.
7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
9. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации сообщает об этом в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о религиозной организации.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.