Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака) |
Тип: изучение нового материала |
|||
Задачи: • уточнить представления учащихся о дневном и ночном небе; • учить моделировать объекты окружающего мира; • учить проводить наблюдения над объектами окружающего мира |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные • называть объекты, видимые на дневном и ночном небе; • знать форму Солнца, моделировать её с помощью пластилина; • различать на ночном небе созвездие Большая Медведица |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока, оценивать её достижения; • наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях; • моделировать объекты окружающего мира |
Личностные • определять мотивы учебной деятельности; • принимать и осваивать социальную роль обучающегося |
||
Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластилином, математика: «Сравнение предметов по различным признакам» |
||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 18, 19; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 10; научный дневник, с. 2, 3; атлас-определитель «От земли до неба», с. 207—220; наборы пластилина на партах и счётные палочки; у учителя на столе кубик, тарелка, мяч; электронное приложение; слайды с изображением звёздного неба |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||
• П Предлагает учащимся закрыть глаза и представить ночное звёздное небо описать, какие чувства, эмоции они при этом испытывают. П — А теперь представьте, что наступило утро, день. Что изменилось? П, Л — Когда небо красивее: днём или ночью? Почему мы не можем однозначно ответить на этот вопрос? • М Организует работу с учебником: читает учебную задачу на с. 18, предлагает выделить непонятные слова, отметить то, что особенно заинтересовало |
• П Описывают словами зрительные образы. • П Отвечают на вопрос. • П Высказывают собственное мнение, обосновывают его. • М Участвуют в постановке учебной задачи урока |
|||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||
• М Организует работу в парах: вспомнить, каким бывает небо днём и ночью, что можно увидеть на небе. • П, М Обобщает наблюдения учащихся, записывает на доску объекты дневного и ночного неба |
• М Работают в парах: рассказывают о своих наблюдениях |
|||
3. Организация познавательной деятельности |
||||
• П Демонстрирует учащимся куб, тарелку и мяч (предметы или картинки в электронном приложении), спрашивает: какой из этих предметов похож на Солнце (по форме, цвету, размеру). Особое внимание обращает на форму Солнца (не круг, а шар). • М Предлагает выполнить модель Солнца: выбрать материал нужного цвета и фактуры, скатать пластилиновый шарик, сравнить свою модель с моделью соседа по парте. Для опоры предлагает использовать рисунок в учебнике на с. 18. П — Чем похожа наша модель на настоящее Солнце и чем отличается? (Похожа формой и цветом, отличается размером.) Одинакового ли размера получились у нас модели, почему? (Получились разные, потому что мы делали модели произвольного размера.) П, М — Что ещё кроме Солнца мы можем увидеть на небе днём? М — Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Как вы думаете, одинаково ли будут смотреть на облака художник и учёный? На что будет обращать внимание каждый из них? • М Предлагает учащимся выступить в роли учёных-наблюдателей: определить задачу наблюдения, условия наблюдения, форму фиксации результатов. • М Организует работу с рабочей тетрадью (задание 1 на с. 10): соотнести свои наблюдения с рисунком в тетради. • П Спрашивает, можно ли наблюдать за Солнцем так же, как за облаками, сообщает о том, что Солнце — не просто шар, а горячий, раскалённый, пылающий. Обращает внимание на правила безопасности для глаз при наблюдении за Солнцем. — Солнце и облака мы видим на небе днём, а когда наступает ночь, на небе появляются Луна и звёзды. • М Демонстрирует слайды с изображением звёздного неба, читает описание звёздного неба из атласа-определителя (1—2 абзаца на с. 208). Спрашивает, знает ли кто-нибудь, что такое созвездие. Сообщает о том, что люди издавна объединяли звёзды в различные фигуры — созвездия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. Рассказывает легенду о его появлении (атлас-определитель, с. 209). • М Организует работу с иллюстрацией в учебнике (с. 19): рассмотреть созвездие Большая Медведица, определить, сколько звёзд оно объединяет, какой предмет напоминает фигура, образованная звёздами. (Ковш.) • П Предлагает найти созвездие на звёздном небе: электронное приложение. • М Организует самопроверку с помощью задания 2 на с. 10 учебника. • М Предлагает создать в парах модель созвездия Большая Медведица: определить материалы, договориться о распределении обязанностей. • М, Л Мотивирует учащихся к работе с научным дневником (с. 2, 3), определяет программу наблюдений за созвездием Большой Медведицы и Луной. Обращает внимание на особенности предлагаемых наблюдений (продолжительность, регулярность) |
• П Отвечают на вопрос, обосновывают свой выбор. • М Самостоятельно выполняют модель Солнца из пластилина, сравнивают результаты в паре. • П Отвечают на вопрос. • М Рассуждают об особенностях наблюдения. • М Совместно с учителем составляют программ наблюдения: — задача наблюдения — определить форму облаков; — условия — через окно (если позволяют условия школы, можно выйти на улицу); — фиксация результатов — рисунки на доске. • М Соотносят наблюдения с рисунком в тетради, отмечают облака, которые увидели во время наблюдения. • М Рассматривают изображение звёздного неба, слушают текст. • М Анализируют иллюстрацию в учебнике. • П Несколько учеников по очереди или вместе определяют очертания Большой Медведицы, работая на компьютере или интерактивной доске с заданием в электронном приложении к учебнику. • П, М Самостоятельно соединяют линиями точки, чтобы получился ковш Большой Медведицы, проверяют работу в парах и по учебнику. • M B парах создают модель созвездия с помощью пластилина и счётных палочек. • М, Л Определяют план совместных со взрослыми наблюдений |
|||
4. Подведение итогов |
||||
• М Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: прочитать (прослушать) вопросы в учебнике (с. 19), проверить себя, прочитав вывод Мудрой Черепахи в учебнике и с помощью презентации в электронном приложении к учебнику; оценить свои знания с помощью смайликов. П — Над какими новыми умениями работали на уроке? (Наблюдать, моделировать.) — Что больше всего заинтересовало на уроке, о чём хочется узнать больше? • П, Л Знакомит с возможными источниками информации по теме урока и с творческими заданиями |
• М Читают (слушают) вопросы, отвечают на вопросы, читают вывод в учебнике, смотрят презентацию, оценивают результаты работы на уроке. • П Отвечают на вопросы. • П, Л Слушают |
|||
Дополнительный материал: Атлас-определитель «От Земли до неба» |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • используя модель, рассказать о форме, размерах, цвете Солнца; • найти на ночном небе Луну, созвездие Большая Медведица |
||||
Дополнительные творческие задания: • экскурсия в планетарий; • создать из пластилина и счётных палочек модели созвездий Солнечной системы (используя атлас-определитель) |
||||
Самоанализ урока |
||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||