Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Почему радуга разноцветная? (Радуга — явление природы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Почему радуга разноцветная? (Радуга — явление природы) |
Тип: изучение нового материала |
||||
Задачи: • создать условия для запоминания цветов радуги и формирования первичных представлений о цвете и свете; • показать возможность получения эстетического удовольствия от наблюдения явлений природы |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
• называть цвета радуги в определённой последовательности; • понимать причины возникновения радуги |
• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; • использовать приёмы запоминания цветов радуги; • работать в паре: выполнять задание, осуществлять взаимопроверку; • сочинять сказочную историю по рисунку в учебнике |
• понимать целостность картины мира; • получать эстетическое удовольствие от наблюдения явлений природы |
|||
Межпредметные связи: Изобразительное искусство |
|||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 40, 41; рабочая тетрадь; электронное приложение; зеркальце, призма, фонарик |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• П, Л Читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга». Спрашивает, какие чувства испытывали, когда слушали это стихотворение, почему |
• М Описывают впечатления, эмоции, возникающие при прослушивании стихотворения |
||||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||||
• М Организует обсуждение вопросов учебника: когда видели радугу, какие чувства вызывает появление радуги, из каких цветов она состоит. * Это задание можно выполнять в парах, в группах, фронтально. • П Спрашивает, какую информацию о радуге получили при чтении стихотворения С. Маршака (при необходимости перечитывает стихотворение или выводит текст на слайд). • П Спрашивает, что ещё хотели бы узнать о радуге (можно зафиксировать вопросы на доске). • М Помогает определить тему и учебную задачу урока |
• П Актуализируют личный опыт. • П Извлекают информацию из художественного текста (для образовании радуги необходимы солнце и дождь, имеет форму дуги, семь цветов). • М Формулируют вопросы. • Участвуют в определении темы и учебной задачи урока, читают их в учебнике |
||||
3. Организация познавательной деятельности |
|||||
• М Организует работу с учебником: определение последовательности цветов радуги, работа с фразой-подсказкой. П * Можно предложить учащимся придумать свои способы запоминания последовательности цветов радуги. • М Организует выполнение задания 1 рабочей тетради: раскрасить радугу, используя фразу-подсказку. • П Спрашивает, ответили ли на вопрос урока. Предлагает высказать предположения о том, почему радуга разноцветная, зная из стихотворения и своего опыта о том, что радуга обычно возникает, когда в конце дождя появляется солнце. • П Предлагает прочитать объяснение Мудрой Черепахи в учебнике. • П Демонстрирует опыт: прохождение луча света через призму (сообщает, что прозрачная призма заменит в опыте каплю воды, а зеркальце отразит луч солнца в нужном направлении). П * Можно сообщить, что не все живые существа видят радугу, например собаки и кошки. А некоторые животные видят больше цветов, чем человек. Зрение каждого живого организма приспособлено к его условиям обитания. • М Организует работу в парах с заданием учебника. * Полоски для задания можно вырезать из приложения к рабочей тетради заранее и положить в конверты. • М Организует самостоятельную работу с заданием 2 рабочей тетради: раскрасить шарики радужным человечкам и вагончики поезда |
• П Рассматривают рисунок, называют цвета радуги, читают фразу-подсказку и соотносят её с последовательностью цветов радуги. • М Предлагают свои способы запоминания последовательности цветов радуги. • М Раскрашивают радугу. Самостоятельно проверяют правильность выполнения задания с помощью фразы-подсказки и иллюстрации учебника. • М Обращаются к учебной задаче урока, уточняют её. Высказывают предположения. • П Читают вывод в учебнике. • П Наблюдают опыт. • П Делают вывод о значении зрения для животных и человека. • М Самостоятельно располагают полоски с цветами радуги, опираясь на названия цветов. Выполняют задание ещё раз, закрыв названия цветов. Проверяют правильность выполнения задания в парах, исправляют ошибки. Раскладывают полоски в неправильной последовательности. В парах исправляют ошибки. • М Самостоятельно выполняют задание, проверяют работу в парах или по учебнику |
||||
4. Подведение итогов |
|||||
• М Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: ответить на вопросы в учебнике, оценить свои знания с помощью смайликов, прочитать вывод в учебнике. • П Спрашивает, над какими новыми умениями работали на уроке. • П, М Предлагает составить синквейн «Радуга» |
• М Оценивают результаты работы на уроке. • М Определяют метапредметные результаты урока. • Л Определяют личностное отношение к теме |
||||
Дополнительный материал: С. Маршак «Радуга-дуга» (отрывок) Солнце вешнее с дождём Строят радугу вдвоём — Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счёта Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. Правила составления синквейна: 1-я строка — тема, ключевое слово; 2-я строка — 2 прилагательных или причастия, дающие характеристику объекта; 3-я строка — 3 глагола, описывающие действия, связанные с объектом; 4-я строка — фраза из 4 слов, выражающая отношение к объекту, характеризующая его; 5-я строка — 1 слово, ассоциация, резюме |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • раскрасить радугу |
|||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказочную историю по рисунку в учебнике |
|||||
Самоанализ урока |
|||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|||