Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Почему звенит звонок? (Звуки в окружающем мире) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Почему звенит звонок? (Звуки в окружающем мире) |
Тип: изучение нового материала |
||||
Задачи: • познакомить с принципом возникновения и распространения звуков; • ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные • различать звуки окружающего мира и передавать их голосом; • понимать принцип возникновения и распространения звуков; • понимать необходимость беречь уши |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; • выполнять практическую работу в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; • высказывать предположения, осуществлять самопроверку |
Личностные • проявлять установку на безопасный, здоровый образ жизни; • проявлять начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
|||
Межпредметные связи: Музыка |
|||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 38, 39; рабочая тетрадь; электронное приложение; аудиозаписи; канцелярские резинки на каждой парте, детские барабаны |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
|||||
* Для мотивации учащихся к изучению темы урока можно использовать стихотворение Н. Матвеевой «Было тихо, очень тихо...». • П Читает стихотворение. Спрашивает, действительно ли было очень тихо. Какие звуки «услышали» в этом стихотворении? • П Спрашивает, где происходят события, описанные в стихотворении. Как об этом узнали? |
• М Слушают стихотворение. Называют звуки, о которых говорится в стихотворении. • П Рассуждают о том, что по звукам, которые мы слышим, можно судить о месте, в котором находимся |
||||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||||
• П Предлагает всем на минутку замереть и прислушаться к звукам вокруг. Спрашивает, какие звуки услышали. Обращает внимание на то, что некоторые из этих звуков мы обычно не слышим, не замечаем, потому что привыкли к ним. Так, например, люди, живущие возле железной дороги, не обращают внимания на звук проезжающего мимо поезда, мы не замечаем гул включённого в комнате компьютера и т. п. • П Предлагает ответить на вопрос, какую роль звуки играют в нашей жизни. • П Предлагает прослушать два аудиофрагмента: в одном собраны тревожные звуки, в другом — приятная, глубокая музыка. Спрашивает, что почувствовали, когда слушали эти записи. • П Незаметно звонит в колокольчик, спрашивает, что за звук они услышали, как этот звук достиг ушей каждого в классе. • М Помогает учащимся определить учебную задачу урока - |
• П Рассказывают о звуках, которые услышали вокруг себя. • П Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта. • П Делают вывод о том, что звуки способны нас испугать, насторожить, предупредить об опасности, но и воодушевить, порадовать, создать хорошее настроение. • П Высказывают предположения, фиксируют затруднение. • М Участвуют в определении учебной задачи урока |
||||
3. Организация познавательной деятельности |
|||||
• П Предлагает закрыть глаза и рассказать о том, какие звуки они услышат. Включает аудиозаписи с различными звуками или извлекает звуки с помощью различных предметов. • П Предлагает выполнить обратное действие: с помощью картинок в учебнике воспроизвести звуки, которые издают изображённые на рисунках предметы. • М Организует практическую работу в парах по изучению возникновения и распространения звуков с помощью рабочей тетради (задание 1). • П Уточняет выводы, сделанные учащимися в ходе практической работы. • П Рассказывает об уникальном приборе для восприятия звуков — ушах. Но, как с любыми приборами, с ними нужно правильно, бережно обращаться. Предлагает прочитать правила безопасного поведения для сохранения слуха. • П Демонстрирует слайдоряд из электронного приложения. Спрашивает, какое явление показано на последних слайдах. Предлагает объяснить возникновение эха, зная, что звук — это невидимая волна. * Для иллюстрации отражения звуковой волны от горы или леса можно продемонстрировать, как мячик отскакивает от стены. • М Организует выполнение задания 2 рабочей тетради |
П Узнают и называют известные звуки. • П Рассматривают рисунки, пробуют передать голосом звуки, которые издают различные предметы и живые существа. • М Изучают этапы выполнения практической работы: опыт с резинкой и с барабаном, вывод, самостоятельная оценка. Работают в парах: последовательно выполняют опыты, описанные в тетради, обсуждают их. • П, М Делают вывод о том, как возникает звук, обсуждают выводы с одноклассниками и учителем, осуществляют самооценку результатов практической работы. • П Читают текст в учебнике, приводят примеры ситуаций, опасных для слуха. • П Рассказывают про эхо, высказывают предположения о причинах возникновения эха. • М Проверяют предположения с помощью «Страничек для самопроверки», самостоятельно выполняют задание, проверяют результаты в парах |
||||
4. Подведение итогов |
|||||
• П Предлагает ответить на вопрос в теме урока «Почему звенит звонок?». • М Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: ответить на вопросы в учебнике; оценить свои знания с помощью смайликов, прочитать вывод в учебнике. • Л Предлагает сделать вывод о том, как можно использовать информацию, полученную на уроке |
• П Отвечают на вопрос, используя знания, полученные на уроке. • М Оценивают результаты работы на уроке. • Л Определяют возможность практического применения нового знания |
||||
Дополнительный материал: Было тихо, очень тихо — Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моём столе. Было тихо, очень тихо Тихий, тихий час... Лишь будильник робко тикал, Мышь в углу скреблась. Было тихо, очень тихо — Дрёма без забот... Лишь будильник робко тикал Мышь скреблась, Сверчок пиликал Да мурлыкал кот. Было тихо, очень тихо — Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросёнок дерзко хрюкал, Бык ревел И две собаки Дружно вторили во мраке Ржанию коней. Н. Матвеева |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • рассказать о возникновении и распространении звуков; • рассказать о правилах безопасности для слуха |
|||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказку по рисунку в учебнике |
|||||
Самоанализ урока |
|||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|||