Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли) |
Тип: изучение нового материала |
||||
Задачи: • познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны, с формой и движением Луны вокруг Земли; • учить извлекать информацию из схем и иллюстраций учебника, делать выводы |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные • понимать причины изменения видимой поверхности Луны; • рассказывать об изучении Луны |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке; • моделировать форму Луны; • анализировать схемы в учебнике, делать выводы; • извлекать информацию из рисунков в учебнике |
Личностные • понимать целостную картину мира |
|||
Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластилином», математика: «Сравнение предметов по различным признакам» |
|||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 34, 35; рабочая тетрадь; электронное приложение; демонстрационная таблица «Солнце, звёзды и Луна», наборы пластилина на партах, зеркальце, фонарик, теллурий |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• П Загадывает загадки: Подрастал, подрастал. Был рогатым — круглым стал. Только круг, чудо круг Стал опять рогатым вдруг. В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится В зеркало глядится. • П Спрашивает, о каких природных объектах говорится в этих загадках. * Специально говорит о Месяце и Луне как о разных объектах, чтобы учащиеся сами отметили, что в загадках речь идёт об одном и том же объекте неживой природы — Луне. • М Предлагает сформулировать тему урока |
• П Отгадывают загадки (месяц и Луна). • П Актуализируют субъектный опыт, рассказывают, что им известно о Луне. Объясняют, почему Луну иногда называют месяцем. Фиксируют затруднение. • М Совместно с учителем определяют тему урока, читают её в учебнике |
||||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||||
• П Предлагает, используя демонстрационную таблицу «Солнце, звёзды и Луна», рассказать, что мы уже знаем о небесных телах: Солнце, звёздах, Земле. • П Обращает внимание на изображение на таблице Луны и надпись «Луна — спутник Земли». Предлагает объяснить, как учащиеся понимают это определение. • М Помогает определить учебную задачу урока |
• П Повторяют изученный материал. Актуализируют знания, необходимые для изучения нового. • П Высказывают предположения. • М Участвуют в определении учебной задачи, читают её в учебнике |
||||
3. Организация познавательной деятельности |
|||||
• М Организует работу со схемой учебника: с её помощью объяснить, что такое спутник Земли. • М Организует выполнение задания 1 в рабочей тетради. П * Чтобы акцентировать внимание на периодическом изменении видимой формы Луны, можно использовать сказку «Почему у месяца нет платья». • М После прочтения сказки предлагает объяснить, почему портной так и не мог сшить месяцу подходящее по размеру платье. Можно предложить продолжить сказку. • П Спрашивает, как изменяется внешний вид Луны. Предлагает объяснить это с помощью рисунка в учебнике. • П Сообщает, что Луна сама не испускает свет, а отражает свет Солнца (для наглядности можно продемонстрировать солнечный зайчик, используя солнечный луч или фонарик). А так как Луна вращается вокруг Земли, мы можем видеть лишь ту её часть, на которую попадают солнечные лучи (можно продемонстрировать с помощью теллурия). • Организует практическую работу по моделированию формы Луны. • Используя фотографии поверхности Луны (например, на демонстрационной таблице), обращает внимание учащихся на то, что поверхность Луны не является гладкой, она покрыта кратерами (можно выполнить их на модели с помощью карандаша). • Организует работу с учебником: с помощью рисунков рассказать о том, как изучают Луну |
• П Рассматривают схему, обращают внимание на движение Земли и Луны, показанное стрелками. Делают вывод о том, что Луна вращается вокруг Земли. • М Самостоятельно выбирают рисунок, иллюстрирующий движение Луны вокруг Земли, проверяют правильность выполнения задания в парах. • М Слушают сказку. • М Высказывают предположения. Продолжают сказку, обращая внимание на то, что месяц постоянно то толстел, то худел. • М Рассматривают рисунок, высказывают предположения. • П Слушают объяснения учителя, соотносят их со своим личным опытом. • М Выполняют из пластилина модель Луны, проверяют правильность выполнения задания в парах. • П Используя модель, рассказывают о форме Луны. • М Рассматривают рисунки. В парах рассказывают о способах изучения Луны. Проверяют правильность своих предположений с помощью «Страничек для самопроверки» |
||||
4. Подведение итогов |
|||||
• Предлагает ответить на вопрос в теме урока «Почему Луна бывает разной?». Спрашивает, когда Луну называют месяцем. • Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: ответить на вопросы в учебнике; оценить свои знания с помощью смайликов, прочитать вывод в учебнике. Обращает внимание на демонстрационную таблицу «Солнце, звёзды и Луна». Спрашивает, как называется наука, которая изучает небесные тела. • Спрашивает, чем интересно для нас изучение астрономии |
• П Отвечают на вопрос, используя изученный на уроке материал. • М Оценивают результаты работы на уроке. • Л Определяют личностный смысл изучения темы |
||||
Дополнительный материал: Почему у месяца нет платья (сербская сказка) Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то и узко, и коротко. — Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. — Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришёл к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц, не месяц, а целая луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья. (Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Мир вокруг нас: метод, пособие. 1 класс. — М;: Просвещение, 2006.) |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • с помощью схемы рассказать о форме, движении Луны, объяснить, почему изменяется видимая часть Луны |
|||||
Дополнительные творческие задания: задание 2 рабочей тетради |
|||||
Самоанализ урока |
|||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|||