Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Тема: Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

• познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны, с формой и движением Луны вокруг Земли;

• учить извлекать информацию из схем и иллюстраций учебника, делать выводы

Планируемые результаты

Предметные

• понимать причины изменения видимой поверхности Луны;

• рассказывать об изучении Луны

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

• моделировать форму Луны;

• анализировать схемы в учебнике, делать выводы;

• извлекать информацию из рисунков в учебнике

Личностные

• понимать целостную картину мира

Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластилином», математика: «Сравнение предметов по различным признакам»

Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 34, 35; рабочая тетрадь; электронное приложение; демонстрационная таблица «Солнце, звёзды и Луна», наборы пластилина на партах, зеркальце, фонарик, теллурий

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

• П Загадывает загадки:

Подрастал, подрастал.

Был рогатым — круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг.


В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится

В зеркало глядится.

• П Спрашивает, о каких природных объектах говорится в этих загадках.

* Специально говорит о Месяце и Луне как о разных объектах, чтобы учащиеся сами отметили, что в загадках речь идёт об одном и том же объекте неживой природы — Луне.

• М Предлагает сформулировать тему урока

• П Отгадывают загадки (месяц и Луна).

• П Актуализируют субъектный опыт, рассказывают, что им известно о Луне. Объясняют, почему Луну иногда называют месяцем. Фиксируют затруднение.

• М Совместно с учителем определяют тему урока, читают её в учебнике

2. Актуализация необходимых знаний

• П Предлагает, используя демонстрационную таблицу «Солнце, звёзды и Луна», рассказать, что мы уже знаем о небесных телах: Солнце, звёздах, Земле.

• П Обращает внимание на изображение на таблице Луны и надпись «Луна — спутник Земли». Предлагает объяснить, как учащиеся понимают это определение.

• М Помогает определить учебную задачу урока

• П Повторяют изученный материал. Актуализируют знания, необходимые для изучения нового.

• П Высказывают предположения.

• М Участвуют в определении учебной задачи, читают её в учебнике

3. Организация познавательной деятельности

• М Организует работу со схемой учебника: с её помощью объяснить, что такое спутник Земли.

• М Организует выполнение задания 1 в рабочей тетради.

П * Чтобы акцентировать внимание на периодическом изменении видимой формы Луны, можно использовать сказку «Почему у месяца нет платья».

• М После прочтения сказки предлагает объяснить, почему портной так и не мог сшить месяцу подходящее по размеру платье. Можно предложить продолжить сказку.

• П Спрашивает, как изменяется внешний вид Луны. Предлагает объяснить это с помощью рисунка в учебнике.

• П Сообщает, что Луна сама не испускает свет, а отражает свет Солнца (для наглядности можно продемонстрировать солнечный зайчик, используя солнечный луч или фонарик). А так как Луна вращается вокруг Земли, мы можем видеть лишь ту её часть, на которую попадают солнечные лучи (можно продемонстрировать с помощью теллурия).

• Организует практическую работу по моделированию формы Луны.

• Используя фотографии поверхности Луны (например, на демонстрационной таблице), обращает внимание учащихся на то, что поверхность Луны не является гладкой, она покрыта кратерами (можно выполнить их на модели с помощью карандаша).

• Организует работу с учебником: с помощью рисунков рассказать о том, как изучают Луну

• П Рассматривают схему, обращают внимание на движение Земли и Луны, показанное стрелками. Делают вывод о том, что Луна вращается вокруг Земли.

• М Самостоятельно выбирают рисунок, иллюстрирующий движение Луны вокруг Земли, проверяют правильность выполнения задания в парах.

• М Слушают сказку.

• М Высказывают предположения. Продолжают сказку, обращая внимание на то, что месяц постоянно то толстел, то худел.

• М Рассматривают рисунок, высказывают предположения.

• П Слушают объяснения учителя, соотносят их со своим личным опытом.

• М Выполняют из пластилина модель Луны, проверяют правильность выполнения задания в парах.

• П Используя модель, рассказывают о форме Луны.

• М Рассматривают рисунки. В парах рассказывают о способах изучения Луны. Проверяют правильность своих предположений с помощью «Страничек для самопроверки»

4. Подведение итогов

• Предлагает ответить на вопрос в теме урока «Почему Луна бывает разной?». Спрашивает, когда Луну называют месяцем.

• Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: ответить на вопросы в учебнике; оценить свои знания с помощью смайликов, прочитать вывод в учебнике. Обращает внимание на демонстрационную таблицу «Солнце, звёзды и Луна». Спрашивает, как называется наука, которая изучает небесные тела.

• Спрашивает, чем интересно для нас изучение астрономии

• П Отвечают на вопрос, используя изученный на уроке материал.

• М Оценивают результаты работы на уроке.

• Л Определяют личностный смысл изучения темы

Дополнительный материал:

Почему у месяца нет платья

(сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то и узко, и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз месяц пришёл к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц, не месяц, а целая луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.

Так и остался месяц без платья.

(Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Мир вокруг нас: метод, пособие. 1 класс. — М;: Просвещение, 2006.)

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч.

• с помощью схемы рассказать о форме, движении Луны, объяснить, почему изменяется видимая часть Луны

Дополнительные творческие задания: задание 2 рабочей тетради

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения









Для любых предложений по сайту: [email protected]