Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Откуда берётся и куда девается мусор? (Сортировка и переработка мусора) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Откуда берётся и куда девается мусор? (Сортировка и переработка мусора) |
Тип: изучения нового материала |
||
Задачи: • учить определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; • учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные • определять источники возникновения мусора и способы его утилизации; • понимать и обосновывать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природе; • понимать необходимость раздельного сбора мусора; • находить применение бросовому материалу |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения; • извлекать информацию из иллюстраций учебника или презентации; вступать в общение с одноклассниками, обосновывать своё мнение; • выполнять практическую работу в группе: договариваться об общем варианте выполнения; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку в учебнике; • группировать объекты по заданному признаку |
Личностные • проявлять начальные навыки адаптации в изменяющемся мире; • понимать ответственность за свои поступки; • бережно относиться к ценностям окружающего мира |
|
Межпредметные связи: Технология: «Работа с бросовым материалом» |
|||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 78, 79, рабочая тетрадь, с. 54, 55; электронное приложение; фотографии; коробки с мусором для выполнения практической работы |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
1. Мотивация познавательной деятельности |
|||
• П, Л Демонстрирует рисунок или фотографию, изображающие лесную поляну, берег реки. Спрашивает, какие чувства испытывают учащиеся, когда смотрят на эту картинку. Демонстрирует изображение того же объекта природы, но после посещения человека (следы костра, разбросанный мусор). Спрашивает, какие чувства испытывают учащиеся, когда смотрят на эту картинку. Почему? Спрашивает, что произошло. • М Предлагает определить тему урока |
• Л Описывают свои впечатления. Высказывают эмоциональное отношение к окружающему миру. • М Высказывают предположение о теме урока |
||
2. Актуализация необходимых знаний |
|||
П — Нам очень не понравилась картинка, на которой разбросан мусор. А можем ли мы так организовать свою жизнь, чтобы мусор совсем не образовывался, чтобы его не было? • М Предлагает определить учебную задачу урока. * При формулировании учебной задачи следует обратить внимание на то, что недостаточно знать, откуда берётся мусор и какой он бывает, а важно понимать то, как ты своими действиями можешь помочь окружающему миру. • М Организует работу с учебником: как образуется мусор. • М Обращает внимание на персонаж — Злючку-Грязнючку, предлагает вспомнить, на каком уроке с ней уже встречались. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.). |
• П Высказывают предположения, обосновывают их. • М Формулируют учебную задачу урока, читают учебную задачу в учебнике. • П Называют различные виды мусора на основании своего опыта. Рассматривают фотографию, называют мусор, который образуется после использования изображённых предметов. • М Устанавливают взаимосвязь между новой и уже изученной темой |
||
3. Организация познавательной деятельности |
|||
• П, Л Демонстрирует фотографию мусорных баков различных цветов, рассказывает о том, что во многих европейских странах мусор выбрасывают строго в определённые контейнеры. Этот опыт пытаются использовать и в нашей стране, особенно в крупных городах. • М Предлагает «поработать» на сортировке мусора, выполнив практическую работу в рабочей тетради (с. 54, 55, задание 1). * Каждая группа получает коробку с различным мусором (упаковки от пищевых продуктов, баночки от детского питания, лимонада, пластиковые бутылки, металлические предметы). Обращает внимание на то, что обращаться с мусором во время сортировки нужно очень аккуратно, может предложить надеть специальные перчатки. • П После выполнения практической работы предлагает выбросить мусор в коробки или ведра соответствующих цветов (в зависимости от вида отходов). • П Спрашивает, куда дальше отправится мусор. • М Организует работу с учебником (с. 79): определить, куда можно вывезти мусор. • П Рассказывает о том, что лучше всего вывозить мусор на завод по его переработке. Но в нашей стране этот способ переработки отходов развит ещё недостаточно. * Можно использовать информацию о возможностях переработки вторсырья. • П, Л Предлагает придумать свой способ вторичного использования мусора |
• Л Слушают рассказ, делятся личным опытом. • М Работают в группе: постелить на стол клеёнку или старую газету; аккуратно по очереди достать из коробки мусор и совместно определить, в какую группу нужно его отнести; разложить мусор на клеёнке в четыре группы; результаты работы зарисовать или записать в тетради; рассказать одноклассникам о результате работы. • П Выбрасывают мусор в соответствующие коробки (вёдра). • П Высказывают предположения. • П Выбирают вариант вывоза мусора, объясняют своё решение. • П, Л Рассказывают о возможном использовании мусора дома, в школе; предлагают поделки из пластиковых бутылок, картонных упаковок, старых компьютерных дисков |
||
4. Подведение итогов |
|||
• М Организует работу с рабочей тетрадью (задания 2, 3 с. 55). • П Предлагает сделать вывод о правилах обращения с мусором. • М Организует самооценку учащимися своих достижений на уроке с использованием вопросов (с. 67 учебника). — Как вы думаете, понравился ли наш сегодняшний урок Злючке-Грязнючке? Почему? — Как вы и ваша семья можете помочь уменьшить количество мусора на нашей планете? |
• М Самостоятельно выполняют задание, проверяют результаты в парах. • М Делают вывод, читают вывод в учебнике. • М Отвечают на вопросы в учебнике, оценивают свои достижения с помощью смайликов. • Л Отвечают на вопрос, объясняют свою точку зрения. • М Определяют практическое применение материала урока |
||
Дополнительный материал: Сортировка мусора В Германии возле каждого дома стоит не один, а несколько мусорных контейнеров. В один из них (он синего цвета) выбрасывают бумажную упаковку. К ней относятся газеты, бумажные пакеты, обёрточная бумага. Мусор, попадающий в этот контейнер, должен быть сухим и чистым. В следующий контейнер выбрасывается стекло. Бутылки должны быть также сухими, но необязательно чистыми. Есть одна особенность: выбрасывать бутылки в выходные нельзя, ведь звук бьющегося стекла может потревожить окружающих. В коричневый контейнер отправляются биологические отходы, которые ещё могут разложиться, не нанося вреда окружающей среде. В жёлтый контейнер идут пластиковые отходы. Последний контейнер наполняется мусором, не подходящим для других контейнеров. Переработка мусора 100 кг макулатуры спасают 1 дерево, используемое для производства бумаги. При переработке компьютерных процессоров получают золото. После переработки использованных батареек получают металлы, которые можно использовать в дальнейшем производстве. Из старой одежды изготавливают бумагу |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • рассортировать мусор по группам (бумага, пластик, стекло, металл) |
|||
Дополнительные творческие задания: • составить сказочную историю по картинке в учебнике (с. 79); • выполнить поделку из вторсырья на уроке технологии, дома или во внеурочной деятельности |
|||
Самоанализ урока |
|||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
|