Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Задавайте вопросы! (Вводный урок) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Задавайте вопросы! (Вводный урок) |
Тип: вводный |
|||||
Задачи: • познакомить учащихся с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»); с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; • учить вступать в учебный диалог, задавать вопросы об объектах окружающего мира; • учить пользоваться условными обозначениями в учебнике. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные • ориентироваться в многообразии учебных пособий курса; • понимать способы и средства познания окружающего мира |
Метапредметные • ориентироваться в структуре учебника, пользоваться условными знаками; • задавать вопросы об объектах окружающего мира; • оценивать результаты своей работы с помощью условных знаков |
Личностные • осознавать целостность окружающего мира; • принимать и осваивать социальную роль обучающегося; • определять личностный смысл учения |
||||
Межпредметные связи: Изобразительное искусство: |
«Изображения всюду вокруг нас» |
|||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Окружающий мир: 1 класс. Ч. 1. с. 3—8; рабочая тетрадь: 1 класс. Ч. 1, с. 3; тесты, атлас-определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» — на парте; картинки или игрушки Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха у учителя, электронное приложение |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• П, М Обращается к личному опыту учащихся: — Новый учебный предмет, который мы сегодня начнём изучать, называется «Окружающий мир». А что нас окружает? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках по этому предмету? (Принимает все ответы, не комментируя их.) — Будем изучать мир людей, техники и, самое главное — мир природы. • П, Л Предлагает определить, какие предметы знакомы, а какие нет. Если знакомые, хлопать в ладоши, если неизвестные, задавать вопросы. Демонстрирует флаги, глобус, карту, гербарий, гранит, семена растений, фотографии людей других рас и т. п. — Что вы сейчас делали? Ответьте хором. (Задавали вопросы.) На ваши вопросы Что? Кто? Где? Почему? Как? помогут ответить учебные книги |
• П Высказывают предположения (выдвигают гипотезы), задают вопросы. • П Делают выбор, узнают знакомые предметы. |
|||||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||||
• П, М Организует работу с учебником, предлагает выбрать его среди других книг, объяснить свой выбор: — Рассмотрите обложку, полистайте учебник. У вас появились какие-то вопросы? — Обратите внимание: на страницах любой книги внизу написан номер. Откройте страницу 3. (Учитель или хорошо читающий ученик читают тему урока «Задавайте вопросы!».) П — Вы уже сказали, что хотели бы узнать об окружающем мире, а теперь попробуйте задать разные вопросы о том, что нарисовано на картинках в учебнике. П, М — С каких слов начинаются вопросы? (Обращает внимание учащихся на опорные слова на странице справа, предлагает их прочитать или послушать. Спрашивает, какие из них не использовали. Предлагает составить вопросы, начинающиеся с этих слов.) — Зачем люди задают вопросы? (Чтобы получить новые знания.) |
• М Рассматривают учебные пособия, формулируют аргументы, выбирают учебник. • М Рассматривают учебник, задают вопросы. • М Открывают с. 3, сравнивают свои результаты с результатами соседа по парте. • П Задают вопросы к рисункам в учебнике. • П Выделяют общие слова, присутствующие во всех вопросах. Читают опорные слова в учебнике. Составляют вопросы к картинкам с этими словами. |
|||||
3. Организация познавательной деятельности |
||||||
П — Какие есть способы получить ответ на вопрос? (Спросить у другого человека, прочитать, посмотреть телепередачу, попробовать что-то сделать самому.) Обращаясь к с. 4 учебника, предлагает по иллюстрациям внизу страницы определить способы поиска ответов на вопросы об окружающем мире. • М Читает текст на с. 4. • П Спрашивает, какие способы узнать новое названы в тексте. (Наблюдать, проводить опыты, думать, рассуждать, делать выводы, спрашивать у взрослых или одноклассников.) • П Сообщает, что на уроках окружающего мира будут два помощника: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха, предлагает посмотреть на иллюстрацию на с. 5, читает рассказ. * Можно использовать оглавление электронного приложения, где Муравей Вопросик рассказывает о курсе окружающего мира. П — Почему Муравья прозвали Вопросиком? В чём будет помогать Муравьишке и нам Мудрая Черепаха? • М Организует работу с учебными пособиями: предлагает посмотреть другие учебные книги, определить, о чём эта книга. — Что вы узнали о книгах? Что в них общего? (Книги в обложках. Страницы с номерами. Есть заголовки. Написано содержание.) Чем различаются? (Размером, назначением, количеством картинок.) В чём назначение каждой книги? • П Организует работу с учебником (с. 6, 7), предлагает проверить свои предположения. • Обращает внимание на назначение каждого пособия. — Какого пособия нет на столе, почему? (Нет научного дневника: он «спрятался» внутри рабочей тетради.) • П, М Предлагает полистать учебник, обратить внимание на маленькие рисунки, которые повторяются на полях учебника, — условные знаки. • П, М Обращает внимание на систему условных знаков на с. 8. Просит объяснить, как поняли их смысл; обращает внимание на то, какие слова непонятны, разъясняет их. — Для чего нужны условные знаки? Что делать, если забыли, что они обозначают? |
• П Высказывают предположения. — Нам могут помочь другие люди: учитель, одноклассники, учёные, учебники и другие книги. • М Слушают учителя. • П Различают способы и средства познания окружающего мира. • М Слушают учителя. • П Отвечают на вопросы на основании прослушанного текста. • М Рассматривают учебные пособия. Опираясь на личный опыт, определяют среди них учебник, рабочую тетрадь, тетрадь с тестами. Говорят об их назначении. Обращают внимание на книги «От земли до неба», «Зелёные страницы» и «Великан на поляне», отмечают, что с ними ещё не знакомы. • П Проверяют свои предположения по учебнику. • П Находят в учебнике условные знаки. • П Учатся пользоваться условными обозначениями в учебнике. • П Работают со структурой учебника |
|||||
4. Подведение итогов |
||||||
• М Организует самопроверку: как каждый запомнил условные знаки с помощью задания в рабочей тетради (с. 3). Оценить результаты с помощью смайлика. • П Организует беседу: Что узнали сегодня на уроке про учебные книги? Что объединяет все учебники? • Л — Как можно получать информацию? (Воспользоваться оглавлением.) Как записывать сведения, не умея писать? (Рисунками.) Назовите волшебные слова-вопросы. — Полистайте учебник и скажите, какие темы заинтересовали вас больше всего? Кто знает, как можно быстро найти в учебнике нужную тему? • П Предлагает выполнить задание 1 (с. 3 рабочей тетради) и подумать над тем, какие вопросы хотели бы задать Вопросику и Мудрой Черепахе на уроках окружающего мира. — Зачем нам нужно изучать окружающий мир? • М Организует самооценку результатов работы на уроке с помощью смайлика |
• М Выполняют задание в рабочей тетради, оценивают результаты своей работы. • П Обобщают материал, изученный на уроке. • Л Определяют личностный смысл изучения курса. • П Выполняют задание. • М Оценивают результаты своей работы на уроке |
|||||
Дополнительный материал: Товпинец И. П. Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 кл. начальной школы.— М.: Просвещение. С. 12, 13 |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Находят учебник среди множества других пособий, страницу с условными знаками, задают вопросы об объектах окружающего мира |
||||||
Дополнительные творческие задания: ответить, каким ещё способом, кроме смайлика, можно передать своё хорошее настроение |
||||||
Самоанализ урока |
||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||