Как работать с технологической картой урока (ТКУ)

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Как работать с технологической картой урока (ТКУ)

Инструкция к применению

Если вы собрались работать с технологической картой, то сначала надо решить, зачем она вам нужна. В чём её преимущество перед традиционной формой описания организации урока.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. «Технологическая карта» — новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока даётся фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определённой структуре, в заданной последовательности.

Обозначены:

— тип урока;

— тема изучаемого урока.

Введены условные обозначения:

— П — предметные результаты;

— М — метапредметные результаты;

— Л — личностные результаты.

Определены:

— задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии ФГОС конкретной ступени обучения;

— планируемые результаты (личностные (Л), метапредметные(М), предметные(П));

— межпредметные связи с конкретным описанием указанных учебных предметов и используемого материала);

— основные ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП», относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы);

— содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);

— организация пространства (назначение, формы работы).

Представлены:

Технология проведения:

• ход урока (этапы: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация рефлексии, подведение итогов);

• содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого этапа, диагностирующие задания каждого этапа, работа со шмуцтитулом);

• виды деятельности обучающихся (формы работы в классе — групповая, парная, самостоятельная, формы работы на выезде при проведении экскурсии, в специально отведённом помещении и т. д. в соответствии с типом урока);

• дополнительный материал урока (интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин);

• диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий, тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты);

• самоанализ урока (достижения, проблемы, пути решения).

Отсюда следует, что учителю необходимо только воспользоваться технологической картой, чтобы:

— осознать алгоритм работы урока от введения материала до конечного результата;

— увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести его с последующим изучаемым материалом;

— увидеть воспитательные возможности урока;

— определить возможность реализации межпредметных связей;

— определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;

— соотнести результат с целью обучения.


Структура технологической карты


Технологическая карта построена по классическому образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя.

Каждый этап работы даёт практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения.

В отличие от других методических пособий, учитель может на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он результата или нет. При этом изучение темы разбивается на небольшие шаги.

Главное решение: Если проверочная работа по конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно выполнять следующий шаг.

Несколько простых правил работы с технологической картой. Общие сведения

— Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса на каждом уроке.

— Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

— Найдите её в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте те учебники, которые зафиксированы в разделе «Межпредметные связи».

— Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого этапа, шага работы. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)

— Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в формате своей собственной педагогической цели.

— Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий. Это, с одной стороны, новое понятие, с другой стороны, на уроках всегда формировалось и умение работать с информацией, и логические операции, и многое другое. Учитель всегда воспитывал и развивал ребёнка. Только в карте всё приведено в систему и в чётком порядке показано что, когда и как делать.

— В графе «Содержание деятельности учителя» можно описать её назначение: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и так далее. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся и УМК «Школа России», и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.

— Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте.

— На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё.

— На каждом следующем этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы.

— Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

— Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноимённой графе, и только после этого переходите к следующему этапу.

— На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все предложенные задания. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли понадобится.


Технологическая карта позволит вам:

— реализовать стандарт образования;

— понять и в системе применить введённые термины по формированию у учащихся универсальных учебных действий;

— сформировать целостную картину мира за счёт реального использования «межпредметных связей»;

— полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Школа России»;

— определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;

— реализовать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Школа России»;

— реализовать свой творческий потенциал, так как в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана, который реализуется в школе. Педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам;

— индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.


Подведём итоги

При правильном использовании технологической карты в вашей работе

• должна произойти переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);

• должны быть эффективно реализованы предметные и метапредметные цели;

• должна появиться возможность видеть логику реализации поставленных целей через алгоритм освоения материала;

• к активной и самостоятельной деятельности;

• должны обозначиться очевидные межпредметные связи по содержанию, способам деятельности и формированию личности ребёнка;

• должно произойти расширение выбора предлагаемых форм работы;

• должна появиться возможность проведения диагностики и контроля на каждом этапе усвоения темы;

• должна появиться возможность целостного и системного освое'ния учебного материала;

• должна появиться возможность реализовать региональный и школьный материал, основываясь на УМК «Школа России»;

• должна появиться возможность прогнозировать и рефлексировать путь прохождения материала по всему курсу начальной школы;

• должна помочь учителю в прохождении аттестации.

Всё изложенное выше по работе с технологической картой относится к работе учителя. Однако замечательно то, что технологическая карта по своей сути является и документом, напрямую работающим как административный инструмент:

— выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание даёт возможность ориентироваться не только в предметных целях, но и понимать, какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребёнка, в каких направлениях идёт работа по формированию и развитию универсальных учебных умений;

— тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы чётко отслеживать прохождение программы, осуществлять методическую помощь;

— выстроенная система диагностики и контроля за результатами обучения как предметными, так и метапредметными и личностными, поможет администрации обеспечить системную проверку результатов деятельности учителя и обученности учащихся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]