Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Как работать с технологической картой урока (ТКУ)
Инструкция к применению
Если вы собрались работать с технологической картой, то сначала надо решить, зачем она вам нужна. В чём её преимущество перед традиционной формой описания организации урока.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. «Технологическая карта» — новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока даётся фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определённой структуре, в заданной последовательности.
Обозначены:
— тип урока;
— тема изучаемого урока.
Введены условные обозначения:
— П — предметные результаты;
— М — метапредметные результаты;
— Л — личностные результаты.
Определены:
— задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии ФГОС конкретной ступени обучения;
— планируемые результаты (личностные (Л), метапредметные(М), предметные(П));
— межпредметные связи с конкретным описанием указанных учебных предметов и используемого материала);
— основные ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП», относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы);
— содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);
— организация пространства (назначение, формы работы).
Представлены:
Технология проведения:
• ход урока (этапы: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация рефлексии, подведение итогов);
• содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого этапа, диагностирующие задания каждого этапа, работа со шмуцтитулом);
• виды деятельности обучающихся (формы работы в классе — групповая, парная, самостоятельная, формы работы на выезде при проведении экскурсии, в специально отведённом помещении и т. д. в соответствии с типом урока);
• дополнительный материал урока (интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин);
• диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий, тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты);
• самоанализ урока (достижения, проблемы, пути решения).
Отсюда следует, что учителю необходимо только воспользоваться технологической картой, чтобы:
— осознать алгоритм работы урока от введения материала до конечного результата;
— увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести его с последующим изучаемым материалом;
— увидеть воспитательные возможности урока;
— определить возможность реализации межпредметных связей;
— определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;
— соотнести результат с целью обучения.
Структура технологической карты
Технологическая карта построена по классическому образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя.
Каждый этап работы даёт практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения.
В отличие от других методических пособий, учитель может на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он результата или нет. При этом изучение темы разбивается на небольшие шаги.
Главное решение: Если проверочная работа по конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно выполнять следующий шаг.
Несколько простых правил работы с технологической картой. Общие сведения
— Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса на каждом уроке.
— Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
— Найдите её в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте те учебники, которые зафиксированы в разделе «Межпредметные связи».
— Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого этапа, шага работы. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)
— Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в формате своей собственной педагогической цели.
— Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий. Это, с одной стороны, новое понятие, с другой стороны, на уроках всегда формировалось и умение работать с информацией, и логические операции, и многое другое. Учитель всегда воспитывал и развивал ребёнка. Только в карте всё приведено в систему и в чётком порядке показано что, когда и как делать.
— В графе «Содержание деятельности учителя» можно описать её назначение: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и так далее. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся и УМК «Школа России», и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.
— Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте.
— На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё.
— На каждом следующем этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы.
— Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
— Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноимённой графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
— На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все предложенные задания. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли понадобится.
Технологическая карта позволит вам:
— реализовать стандарт образования;
— понять и в системе применить введённые термины по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
— сформировать целостную картину мира за счёт реального использования «межпредметных связей»;
— полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Школа России»;
— определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
— реализовать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Школа России»;
— реализовать свой творческий потенциал, так как в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана, который реализуется в школе. Педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам;
— индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Подведём итоги
При правильном использовании технологической карты в вашей работе
• должна произойти переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);
• должны быть эффективно реализованы предметные и метапредметные цели;
• должна появиться возможность видеть логику реализации поставленных целей через алгоритм освоения материала;
• к активной и самостоятельной деятельности;
• должны обозначиться очевидные межпредметные связи по содержанию, способам деятельности и формированию личности ребёнка;
• должно произойти расширение выбора предлагаемых форм работы;
• должна появиться возможность проведения диагностики и контроля на каждом этапе усвоения темы;
• должна появиться возможность целостного и системного освое'ния учебного материала;
• должна появиться возможность реализовать региональный и школьный материал, основываясь на УМК «Школа России»;
• должна появиться возможность прогнозировать и рефлексировать путь прохождения материала по всему курсу начальной школы;
• должна помочь учителю в прохождении аттестации.
Всё изложенное выше по работе с технологической картой относится к работе учителя. Однако замечательно то, что технологическая карта по своей сути является и документом, напрямую работающим как административный инструмент:
— выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание даёт возможность ориентироваться не только в предметных целях, но и понимать, какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребёнка, в каких направлениях идёт работа по формированию и развитию универсальных учебных умений;
— тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы чётко отслеживать прохождение программы, осуществлять методическую помощь;
— выстроенная система диагностики и контроля за результатами обучения как предметными, так и метапредметными и личностными, поможет администрации обеспечить системную проверку результатов деятельности учителя и обученности учащихся.