ВВЕДЕНИЕ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

ВВЕДЕНИЕ

Красота, богатство, национальное и международное значение русского языка в середине 21 века во многом будут определяться тем, как сегодня учатся говорить и писать на нём, понимать его школьники начальных классов российской школы, живущей и работающей по новым образовательным стандартам.

Одна из ключевых идей ФГОС состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний». Отличительными качествами нового человеческого капитала, основа которого создаётся в школе, являются: преодоление патерналистского сознания (т. е. активная общественная и гражданская позиции), компетентное финансовое поведение, инновационное поведение и креативность, осознание необходимости инвестиций в собственное здоровье, мотивация к непрерывному образованию.

С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

— информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

— коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

— самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

— самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Начальная школа — самая ответственная ступень общеобразовательной лестницы. Начальное образование, как никакое другое, определяет весь комплекс базовых навыков, умений, установок, наконец, ту необходимую сумму исходных знаний, без которых успешная учёба в дальнейшем невозможна в принципе. В начальной школе происходит осознание ребёнком самого смысла обучения в школе. Здесь с первого урока появляется опыт получения удовольствия от узнавания нового, интереса к тому, как устроен мир людей, вещей, событий уже не на уровне природного детского любопытства, а на уровне потребности разрешить противоречие, совершить своё собственное открытие. Разумеется, говоря так, мы имеем в виду хорошую, успешную, современную начальную школу. Школу, где учитель заинтересован не только в результатах учебной деятельности, но и в развитии личностных качеств своих учеников, формирование которых происходит постоянно, в любой момент школьного дня и выполнения ими домашней работы.

Основная задача обучения в первом классе — создать такие условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Выполнение этой задачи станет возможным лишь в том случае, если получится сформировать положительное, радостное, восторженное отношение ребёнка к учёбе.

Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно-значимых результатах этого процесса. Одним из главных условий качественного школьного образования является эмоционально-привлекательная среда, в которой находятся ученики и учителя. Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия, как личностный смысл, развитие, компетентность, творчество, красота и гармония, игра, открытость, престиж. При этом целью всего уклада школьной жизни является создание условий, обеспечивающих, с одной стороны, развитие личности каждого ученика, умеющего и желающего учиться, а с другой стороны — самореализацию каждого педагога, ориентированного как на развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего, «командного» дела. Эти условия по сути представляют собой «правила» школьной жизни, касающиеся всех её сторон:

— рост самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения;

— расширение образовательного пространства учеников на основе учёта их способностей, интересов и склонностей;

— расширение поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую;

— комплексное психологическое, методическое, информационное и другое сопровождение ученика и педагога;

— равная значимость для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей (внеурочной) деятельности;

— сочетание индивидуального и коллективного подходов в развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;

— преемственность целей, ценностей и технологий на всём протяжении образовательного маршрута;

— максимальная доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;

— минимизация объёма репродуктивных заданий в учебном процессе;

— максимальная эффективность взаимодействия ученика и педагога на уроке;

— обеспечение объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.

Словосочетание «Окружающий мир», пожалуй, самое новое из тех, что появились в школьной программе за последние 10—15 лет. Хотя этот предмет занимает в общем объёме учебного плана достаточно скромное место по сравнению с традиционно доминирующими — родным языком, математикой — его роль в программе начальной школы трудно переоценить. Само название предмета содержит в себе своего рода «педагогическую пружину», поняв назначение которой, учитель получает доступ к уникальному инструменту, соединяющему внутренний мир ребёнка с жизнью, происходящей вокруг него.

Именно с объяснения названия предмета и следует начинать знакомство с его содержанием. «Окружающий» предполагает наличие центра, главного участника всех «событий мира», знакомство с которыми предстоит первокласснику. Он, первоклассник — и есть человек в центре окружающего его мира. Именно поэтому программа предмета строится как совместный с учителем, с родителями, поиск ответов на целый «ворох детских вопросов». От того, насколько успешным, интересным, осознанным будет этот поиск, зависит очень многое, причём не только в плане дальнейшего обучения в начальной школе, но и в гораздо более дальней перспективе. Предмет «Окружающий мир» действительно не похож ни на один из традиционных предметов начальной школы по содержанию. В нём нет выраженной, подчиняющейся научному знанию логики изложения тем. Масштаб предметных знаний, включённых в программу, предполагает потенциально широчайшую шкалу кругозора первоклассника: от изучения камней в собственном дворе до знакомства с Солнечной системой и созвездиями. При этом назвать «Окружающий мир» универсальным предметом будет не совсем верно. Точнее можно определить его как «предмет общего развития». То, насколько глубоко и личностно-значимо для каждого первоклассника будут проходить уроки «Окружающего мира», определяет главный, многолетний мотив школьного (а если вдуматься, то и далее) образования — мотив поиска смысла узнавания нового. К сожалению, «Окружающий мир» часто воспринимается родителями первоклассников как предмет второстепенный, менее значимый, чем те, в которых ясно просматриваются основы академических наук и... перспектива обязательной или добровольной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Преодоление этого родительского стереотипа — одна из задач учителя. В этом смысле основным содержанием установочного диалогам родителями следует сделать достаточно подробный рассказ о том, как и зачем будет изучаться «Окружающий мир» в первом классе. В таком разговоре (который, наверное, можно продолжать из триместра в триместр) у учителя появляется уникальная возможность объяснить родителям собственное видение ключевых идей предмета, договориться о сотрудничестве в выполнении практических заданий, рассказать о том, почему в первом классе изучаются именно эти темы, показать связь, содержания «Окружающего мира» со всеми (без исключения!) предметами, входящими в учебный план первого класса.

Приступая к преподаванию этого предмета, учитель, наверное, должен задать себе самому несколько главных педагогических вопросов, связанных не столько с содержанием уроков, сколько с его представлениями о смысле начального школьного образования. «Чему главному в устройстве мира я хочу научить своих учеников?», «Есть ли в программе школьного образования вопросы, в ответах на которые я сомневаюсь, но готов продолжать их искать?», «Что объединяет меня с моими учениками в отношении к миру, его проблемам?», «Какова связь между знанием и чувством, мыслью и эмоцией, очевидностью и сомнением?» Этот список, разумеется, может быть продолжен, но общий «вектор» вопросов, задаваемых учителем самому себе, на наш взгляд, вполне ясен — как помогать первокласснику быть «любознательным исследователем жизни», не теряя, а, наоборот, развивая детский азарт первооткрывателя.

«Окружающий мир» — предмет, позволяющий сразу, с первых уроков задать верный тон в диалоге ученика с собственной памятью, воображением. Разумеется, в содержании этого курса есть сведения, которые необходимо запоминать, достаточно традиционные упражнения и т. п., но всё-таки главным с точки зрения его места в программе первого класса является другое — постоянная актуализация (придание значимости) поиска ответа на вопрос о том, как устроен окружающий мир и зачем необходимо знание этого устройства для собственной жизни.

Нисколько не нарушая логику целей и задач курса, систему предметных, надпредметных и личностных результатов, о которых пойдёт речь чуть ниже, сформулируем несколько ключевых мировоззренческих идей, освоение которых составляет, своего рода, «миссию» курса. Эти идеи очень наглядно могут быть представлены в виде «парных понятий», присутствующих практически в каждой из включённых в содержание предмета тем. На первый взгляд они выглядят едва ли не общефилософскими, но в том и состоит уникальный потенциал каждого из уроков по предмету «Окружающий мир», что позволяет на доступном, увлекательном материале давать детям действительно системные, глубокие представления о «жизни всего мира и мире собственной жизни».

1. Идея «Хаоса и Порядка». Разумеется, сам термин «хаос» не стоит, возможно, даже упоминать в диалоге с учениками, но постоянно сопоставлять, сравнивать в материале урока, практического занятия, экскурсии и т. П. две стороны любых явлений окружающего мира — системную и случайную — необходимо. От первого знакомства школьников с идеей системности, упорядоченности, предсказуемости тех или иных предметов и явлений во многом зависит их понимание смысла самого существования физических законов, норм языка, способов политического устройства стран и многого другого, что станет содержанием предметов в средней и старшей школе. И не только в школе, конечно...

2. Идея «Науки и Практики». В данном случае речь идёт о двух способах познания окружающего мира — «системно-научном», т. е. основанном на знании уже известных закономерностей, измерениях, логике, пусть даже отчасти интуитивной, и «лично-практическом», основанном на собственном уникальном опыте, впечатлениях, «отгадках». Центром пересечения этих двух линий, разумеется, становится сам ученик, его собственное понимание и ощущение той или иной стороны окружающего его мира. Именно на уроках по этому предмету первоклассники должны получить возможность «потрогать» физические явления, которые будут описаны формулами и законами в средней и старшей школе, «увидеть» географическую карту, попробовать на себе какие-то социальные практики и психологические стороны человеческих отношений. Такие уроки — основа развития системного, критического, творческого мышления, и от того, насколько сами результаты мыслительного процесса окажутся яркими и важными для ребёнка, будет зависеть вся его дальнейшая ученическая биография.

3. Идея «Себя и Другого». Способность личности к анализу собственных мотивов, поступков, помыслов, с одной стороны, и готовность к пониманию и принятию позиции другого человека, с другой — составляют основу благополучного социального взаимодействия. Окружающий мир — это, прежде всего, мир людей и отношений между ними. Уроки по этому предмету могут стать чрезвычайно значимыми для детей именно с точки зрения возможности осознания того, что человеческая жизнь наделена смыслом, понять который можно лишь в том случае, если «узнаешь себя через других». То, что через несколько лет школьники будут изучать, например, в теме «Местоимение» на уроках русского языка, может и должно «проживаться» ими на уроках «Окружающего мира». Воспитательный, социальный потенциал этих уроков трудно переоценить, потому что на них у первоклассников постоянно происходит обмен впечатлениями о тех или иных явлениях жизни, высказываются оценки, суждения, задаются вопросы самому себе и о себе самом — т. е. поддерживается постоянный интерес к тому, «как устроен человек и человечество». И пусть в учебнике по предмету лишь минимально представлена научная терминология — именно поэтому у учителя всегда есть возможность предложить школьникам дать свои названия, определения, сравнения в отношении своего и чужого поведения как реального (здесь и сейчас), так и предполагаемого.

4. Идея «Смысла и Проявления». Если возвращаться к раскрытию педагогической миссии учителя в преподавании предмета «Окружающий мир» первоклассникам, то, пожалуй, наиболее точным её выражением будет вопрос «Зачем мне знать, как устроен мир?», а, вернее, совместный, увлекательный поиск ответа на него в каждой теме, разделе, упражнении и задании учебника. Рамки школьной программы позволяют познакомиться лишь с очень ограниченным числом «проявлений» того, как устроен мир, в жизни учеников. Но смысл этих проявлений, их взаимосвязь и влияние на ежедневное, в буквальном смысле слова, развитие личности ученика, должен быть очевиден и привлекателен. Добиться этого непросто, но у учителя, преподающего «Окружающий мир», есть универсальный педагогический инструмент — изложение материала и его обсуждение «через ученика», т. е. через выявление его собственного мнения о том или ином факте, явлении. Опыт успешного интеллектуального поиска, эмоциональной оценки, сомнения, догадки — это основа формирования универсальных учебных действий в начальной и средней школе с переходом к освоению более сложных — исследовательских, социальных, коммуникативных — компетенций на старшей ступени обучения.

В целом, программа предмета «Окружающий мир» сочетает в себе основы естественных и социальных наук, знакомство с которыми происходит через осмысление школьниками личного опыта познавательной деятельности и переживание ими своего участия в жизни своей семьи, класса, страны и человечества. Одной из важнейших задач любого урока по предмету является помощь ученику в развитии способности целостного восприятия мира. Понимание идеи взаимосвязи всего со всем, роли каждого(!) человека в развитии цивилизации, внимание к любым изменениям вокруг — всё это является содержанием учебной деятельности по предмету. Вот почему главной дидактической «пружиной» любого урока должен становиться проблемный вопрос, содержащий в себе достаточно фактического материала для того, чтобы вызвать, поддержать и в итоге — развить на основе любопытства и любознательности познавательный интерес школьника.

В Программе предмета «Окружающий мир» приведён перечень ценностных ориентиров курса, освоение которых составляет основное содержание как материала, излагаемою учителем, так и предметного диалога с учениками. Указанный ниже перечень представлен с дополнением в форме основных вопросов по каждому ценностному ориентиру, адресуемому ученику для совместного поиска ответов на него с учителем в первом классе.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Вопрос: Почему человек должен заботиться о том, чтобы не наносить вреда природе своей деятельностью?

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Вопрос: Зачем человеку сохранять и развивать свои физические, умственные, художественные способности в течение всей жизни?

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.

Вопрос: Как может знание о жизни изменить саму эту жизнь?

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Вопрос: Почему люди, семьи, народы хотят отличаться друг от друга, и зачем между людьми необходим мир?

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Вопрос: Почему необходимо делать что-то для пользы других и зачем стараться делать свою страну лучше?

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Вопрос: Для чего человеку нужна семья?

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Вопрос: Как труд развивает человека и что в этом развитии самое главное и ценное для человеческой жизни?

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Вопрос: Зачем быть здоровым и почему добрый, честный, красивый человек может стать счастливым и помочь в этом другим?

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Вопрос: Зачем в жизни людей нужны правила, законы и для чего каждому человеку очень важно заботиться о других?

Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» в первом классе, так же как и по другим предметам, делятся на три группы — личностные, метапредметные и предметные. Особенностью курса в целом и его первого года изучения, в частности, является то, что основную линию результатов в нём составляют метапредметные, т. е. те, в которых отражены универсальные учебные действия, связанные с полноценным вхождением первоклассника в систему образования., В этом смысле «Окружающий мир» — предмет, успешное освоение которого является очень важным, объективным показателем качества начального образования. Возвращаясь к мысли о необходимости вовлечения родителей в обсуждение основных идей курса, подчеркнём, что роль «Окружающего мира» в оценке качества начального образования также следует объяснять родителям для того, чтобы избежать развития у них неверных с педагогической точки зрения представлений о делении предметов на «главные» и «второстепенные» по показателю «объёма учебных часов».

Итак, личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе является полноценное проявление учениками следующих умений:

• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях видеть и называть конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

• Объяснять с позиции современных общечеловеческих нравственных ценностей, почему те или иные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

• Самостоятельно определять и объяснять смысл самых простых, общих для всех людей правил поведения (основы общечеловеческих нравственных норм и ценностей).

• В предложенных и переживаемых ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать обоснованный выбор, какой поступок совершить.

К метапредметным результатам изучения курса «Окружающий мир» в первом классе относится осуществление учениками следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке (во внеурочной части учебного плана) с помощью учителя.

• Проговаривать последовательность основных действий на уроке.

• Высказывать своё предположение (версию) о природе того или иного явления на основе работы с иллюстрацией учебника.

• Работать (самостоятельно и в составе группы) по предложенному учителем плану.

• Отличать верно выполненное задание от неверного и давать собственную оценку полноте выполнения задания.

• Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке и во внеурочном взаимодействии.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Использовать полученную информацию в учебных целях: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других, ориентироваться в ключевых элементах невербальной коммуникации (мимика, жест, сопровождающие высказывание).

• Выразительно читать и пересказывать текст, излагать видеосюжет.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, в школе и следовать им.

• Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, эксперта).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является полноценное и мотивированное проявление учениками следующих умений:

• называть окружающие объекты живой и неживой природы и обозначать их взаимосвязи;

• объяснять, как люди помогают друг другу жить и трудиться;

• называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

• называть основные особенности каждого времени года, связанные с их влиянием на жизнь и труд людей;

• оценивать правильность поведения людей во взаимоотношениях с природой;

• оценивать правильность поведения человека в быту (правила общения, здоровый образ жизни, безопасность и риск).






Для любых предложений по сайту: [email protected]