Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы) |
Тип: изучение нового материала |
|||||
Задачи: • познакомить учащихся с группой животных Рыбы; • учить отличать рыб от других животных, используя основные признаки; • учить описывать объекты природы по плану |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные • отличать рыб от других групп животных; • приводить примеры речных и морских рыб |
Метапредметные • формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; • описывать объекты живой природы по плану; • получать информацию из иллюстраций учебника; • моделировать строение чешуи рыбы; • вступать в учебный диалог в паре |
Личностные • иметь целостный взгляд на мир; • проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор |
||||
Межпредметные связи: Литературное чтение |
||||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 34, 35; рабочая тетрадь, с. 24; электронное приложение; видеофрагмент с записью подводного мира; кружки картона или фишки для создания модели чешуи, образцы чешуек |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||||
П — Муравей Вопросик сказал мне, что есть группа животных, о которых он ничего не знает, потому что не может жить в воде. Как вы думаете, что это за животные? — Действительно, главный вопрос сегодняшнего урока; «Кто такие рыбы?». • П Демонстрирует видеофрагмент или слайды, отображающие жизнь обитателей водного мира (2—3 минуты). • М Помогает учащимся сформулировать учебную задачу урока |
• П Высказывают предположения. • М, П Смотрят видеофрагмент, настраиваются на урок. • М Формулируют учебную задачу урока. Читают её в учебнике |
|||||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||||
П — Расскажите Муравьишке, что вы знаете о рыбах. • Кратко фиксирует ответы на доске (ключевые слова). • М Организует работу с учебником (с. 34): какие признаки рыб можно назвать с помощью загадок в учебнике? |
• Л, П Актуализируют субъектный опыт. • П Читают (слушают) загадки, извлекают информацию из текста загадок и отгадок (живут в воде, покрыты чешуёй) |
|||||
3. Организация познавательной деятельности |
||||||
• М Организует работу с учебником (с. 34): с помощью рисунка рассказать о строении тела рыб. • М Обращает внимание учащихся на условный знак «Моделирование», предлагает смоделировать чешую рыб. — Посмотрите на рисунок: какой формы чешуйки? (Форма чешуек похожа на круг (неровный круг.) • П Демонстрирует чешуйки рыб (или показывает отдельные чешуйки на фотографии). Просит уточнить форму чешуек. • П, M Раздаёт учащимся в конвертах картонные круги или фишки, предлагает разложить их так, чтобы модель напоминала чешую рыбы. • П Уточняет закономерность (можно выложить её на доске), помогает выполнить модель. * Может спросить, не встречался ли среди предметов, сделанных человеком, похожий принцип расположения частей целого. Показать фотографию черепичной крыши. • П Демонстрирует слайды из электронного приложения (общий признак рыб) или читает вывод в учебнике (с. 35). Обращает внимание на то, что у некоторых рыб нет чешуи, их тело покрыто толстой кожей (например, у сома). — А знаете ли вы, какая рыба самая большая? • П Принимает версии, если называют кита, дельфина, сообщает, что это не рыбы, а морские млекопитающие (звери). — Китовая акула достигает длины 13—15 метров (можно сравнить с длиной класса, столовой, актового зала). — А можем ли мы встретить китовую акулу в нашей реке? Почему? (Нет, потому что это морская рыба.) • П Сообщает, что рыб можно разделить по месту обитания на морских и речных (пресноводных). • М Организует работу с учебником (с. 35): в парах узнать рыб на рисунках, проверить, составить описание одной из рыб по плану в учебнике. * Может предложить поиграть в игру «Данетка» (один ученик загадывает рыбу, остальные задают ему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет»; цель игры — с помощью наиболее точных вопросов отгадать загаданное слово). Для опоры используются картинки на доске или иллюстрации в учебнике. • М Предлагает проверить свои знания (задание 1 на с. 24 рабочей тетради и задание 2 в электронном приложении) |
• Извлекают информацию из иллюстрации: показывают и называют части тела рыбы (работают фронтально или в парах). • П Высказывают предположения. • М Пробуют выполнить модель (самостоятельно или в парах), определяют закономерность расположения чешуек. • М Выполняют модель. Делают вывод об удобстве такого расположения чешуек. • П Делают вывод. • П Выдвигают предположения. • М Работают в парах: по очереди описывают и отгадывают одну из рыб на рисунке. • П, М Узнают рыб по силуэтам (могут подписать названия), относят рыб к одной из групп (речные, морские), проверяют ответы с помощью учебника |
|||||
4. Подведение итогов |
||||||
• П Предлагает вернуться к предположениям о том, кто такие рыбы, сделанным в начале урока, отметить среди них верные и неверные (+/-). • М, Л Организует самооценку достижений с помощью вопросов (с. 35 в учебнике) |
• Л Соотносят субъектный опыт и новое знание. • М Отвечают на вопросы, оценивают свои успехи с помощью смайликов |
|||||
Дополнительный материал: Экскурсия в зоопарк (аквариум), океанариум, эколого-биологический центр и т. п. с целью знакомства с речными и морскими рыбами |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • определить рыбу среди других животных (ссылаясь на существенный признак); • определить название рыбы, показать части тела рыбы |
||||||
Дополнительные творческие задания: задание 2 на с. 24 рабочей тетради |
||||||
Самоанализ урока |
||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||