Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Тема: Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

• познакомить учащихся с группой животных Рыбы;

• учить отличать рыб от других животных, используя основные признаки;

• учить описывать объекты природы по плану

Планируемые результаты

Предметные

• отличать рыб от других групп животных;

• приводить примеры речных и морских рыб

Метапредметные

• формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

• описывать объекты живой природы по плану;

• получать информацию из иллюстраций учебника;

• моделировать строение чешуи рыбы;

• вступать в учебный диалог в паре

Личностные

• иметь целостный взгляд на мир;

• проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор

Межпредметные связи: Литературное чтение

Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 34, 35; рабочая тетрадь, с. 24; электронное приложение; видеофрагмент с записью подводного мира; кружки картона или фишки для создания модели чешуи, образцы чешуек

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

П — Муравей Вопросик сказал мне, что есть группа животных, о которых он ничего не знает, потому что не может жить в воде. Как вы думаете, что это за животные?

— Действительно, главный вопрос сегодняшнего урока; «Кто такие рыбы?».

• П Демонстрирует видеофрагмент или слайды, отображающие жизнь обитателей водного мира (2—3 минуты).

• М Помогает учащимся сформулировать учебную задачу урока

• П Высказывают предположения.

• М, П Смотрят видеофрагмент, настраиваются на урок.

• М Формулируют учебную задачу урока. Читают её в учебнике

2. Актуализация необходимых знаний

П — Расскажите Муравьишке, что вы знаете о рыбах.

• Кратко фиксирует ответы на доске (ключевые слова).

• М Организует работу с учебником (с. 34): какие признаки рыб можно назвать с помощью загадок в учебнике?

• Л, П Актуализируют субъектный опыт.

• П Читают (слушают) загадки, извлекают информацию из текста загадок и отгадок (живут в воде, покрыты чешуёй)

3. Организация познавательной деятельности

• М Организует работу с учебником (с. 34): с помощью рисунка рассказать о строении тела рыб.

• М Обращает внимание учащихся на условный знак «Моделирование», предлагает смоделировать чешую рыб.

— Посмотрите на рисунок: какой формы чешуйки? (Форма чешуек похожа на круг (неровный круг.)

• П Демонстрирует чешуйки рыб (или показывает отдельные чешуйки на фотографии). Просит уточнить форму чешуек.

• П, M Раздаёт учащимся в конвертах картонные круги или фишки, предлагает разложить их так, чтобы модель напоминала чешую рыбы.

• П Уточняет закономерность (можно выложить её на доске), помогает выполнить модель.

* Может спросить, не встречался ли среди предметов, сделанных человеком, похожий принцип расположения частей целого. Показать фотографию черепичной крыши.

• П Демонстрирует слайды из электронного приложения (общий признак рыб) или читает вывод в учебнике (с. 35). Обращает внимание на то, что у некоторых рыб нет чешуи, их тело покрыто толстой кожей (например, у сома).

— А знаете ли вы, какая рыба самая большая?

• П Принимает версии, если называют кита, дельфина, сообщает, что это не рыбы, а морские млекопитающие (звери).

— Китовая акула достигает длины 13—15 метров (можно сравнить с длиной класса, столовой, актового зала).

— А можем ли мы встретить китовую акулу в нашей реке? Почему? (Нет, потому что это морская рыба.)

• П Сообщает, что рыб можно разделить по месту обитания на морских и речных (пресноводных).

• М Организует работу с учебником (с. 35): в парах узнать рыб на рисунках, проверить, составить описание одной из рыб по плану в учебнике.

* Может предложить поиграть в игру «Данетка» (один ученик загадывает рыбу, остальные задают ему вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет»; цель игры — с помощью наиболее точных вопросов отгадать загаданное слово). Для опоры используются картинки на доске или иллюстрации в учебнике.

• М Предлагает проверить свои знания (задание 1 на с. 24 рабочей тетради и задание 2 в электронном приложении)

• Извлекают информацию из иллюстрации: показывают и называют части тела рыбы (работают фронтально или в парах).

• П Высказывают предположения.

• М Пробуют выполнить модель (самостоятельно или в парах), определяют закономерность расположения чешуек.

• М Выполняют модель. Делают вывод об удобстве такого расположения чешуек.

• П Делают вывод.

• П Выдвигают предположения.

• М Работают в парах: по очереди описывают и отгадывают одну из рыб на рисунке.

• П, М Узнают рыб по силуэтам (могут подписать названия), относят рыб к одной из групп (речные, морские), проверяют ответы с помощью учебника

4. Подведение итогов

• П Предлагает вернуться к предположениям о том, кто такие рыбы, сделанным в начале урока, отметить среди них верные и неверные (+/-).

• М, Л Организует самооценку достижений с помощью вопросов (с. 35 в учебнике)

• Л Соотносят субъектный опыт и новое знание.

• М Отвечают на вопросы, оценивают свои успехи с помощью смайликов

Дополнительный материал: Экскурсия в зоопарк (аквариум), океанариум, эколого-биологический центр и т. п. с целью знакомства с речными и морскими рыбами

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч.

• определить рыбу среди других животных (ссылаясь на существенный признак);

• определить название рыбы, показать части тела рыбы

Дополнительные творческие задания: задание 2 на с. 24 рабочей тетради

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения









Для любых предложений по сайту: [email protected]