Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Кто такие насекомые? (Группы животных: Насекомые) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Кто такие насекомые? (Группы животных: Насекомые) |
Tип: изучение нового материала |
|||||
Задачи: • уточить представления учащихся о насекомых как группе животных; • учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные • знать главные признаки насекомых; • отличать насекомых от других животных |
Метапредметные • формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; • получать информацию из иллюстраций учебника; • вступать в учебный диалог в паре; • осуществлять самопроверку с помощью учебника |
Личностные • иметь целостный взгляд на мир; • проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор |
||||
Межпредметные связи: Математика: «Счёт предметов», «Единицы длины»; технология: «Насекомые» |
||||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, ч. 1, с. 32, 33; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 22, 23; электронное приложение, фотографии или рисунки с изображением насекомых и других животных (паук, гусеница, червяк, рак и т. п.), атлас-определитель «От Земли до неба» |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||||
П — Муравей Вопросик пришёл на урок в замечательном настроении. Он сказал, что сегодня на уроке окружающего мира мы будем изучать его! Как вы думаете, какова тема нашего урока? • М Предлагает прочитать тему урока в учебнике. • М Организует работу с учебником (с. 32): предлагает назвать знакомых насекомых (может записывать на доске варианты, не комментируя, или вывешивать иллюстрации), определить среди животных, изображённых на рисунке, насекомое. • М Предлагает сформулировать учебную задачу урока, соотнести с учебной задачей в учебнике |
• П Высказывают предположения. • М Формулируют тему урока. • П Называют известных им насекомых, высказывают предположения: какое из изображённых животных можно назвать насекомым. Формулируют затруднение. • М Определяют учебную задачу урока |
|||||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||||
• П Обращает внимание обучающихся на картинки на доске и в учебнике, просит назвать общее у всех животных, которые на них изображены, и различное |
• П Анализируют картинки, выделяют общие признаки (в основном, размер) и различия |
|||||
3. Организация познавательной деятельности |
||||||
• П Предлагает изучить строение бабочки на рисунке в учебнике (с. 32), найти выделенные части тела у других насекомых (в том числе на рисунке в предыдущем задании). • П Предлагает посчитать количество ног у бабочки, стрекозы и божьей коровки, сделать вывод о количестве ног у насекомых; посчитать количество ног у насекомых на предыдущих рисунках, определить насекомое. * Может предложить определить насекомое с помощью атласа-определителя (богомол). |
• П Рассматривают рисунок, показывают части тела насекомых. На основании выделенных признаков исключают картинку с изображением червяка в предыдущем задании. • П Считают ножки у разных насекомых, делают вывод, проверяют предположение, определяют насекомое в первом задании. |
|||||
• П Читает вывод Мудрой Черепахи (с. 33) и/или демонстрирует слайды из электронного приложения. • М Организует работу с учебником (с. 33) и атласом-определителем: доказать, что все изображённые животные — насекомые, узнать насекомых на рисунке. • П Спрашивает, чем насекомые отличаются друг от друга. (Размерами, окраской, способностью к полёту, местом обитания и т. д.) Сообщает, что мир насекомых очень разнообразен: это самые многочисленные животные на Земле. В природе насчитывается более 1 000 000 видов насекомых. Почему этого незаметно? • П Предлагает представить размеры насекомых с помощью линейки: — самые маленькие жуки и блохи имеют размер меньше 1 мм; — в среднем насекомые имеют размер от 3 мм до 2 см; — самые большие насекомые: жук-голиаф — до 13 см, жук-геркулес — до 18 см, жук- титан — до 21 см. * Задание может сопровождаться демонстрацией изображений этих жуков на доске или экране. • М Организует работу в рабочей тетради (задание 2, с. 22): представить размеры жуков, сравнить их по длине тела, рассмотреть, как они окрашены. * Выполнить это задание полностью (раскрасить жуков) учащиеся могут во внеурочной деятельности. • М Организует работу в тетради (задание 1, с. 22). Обращает внимание на окраску насекомых, спрашивает, чем можно объяснить окраску насекомого |
• П, Л Делают вывод о том, каких животных называют насекомыми. • М Работают в парах: в учебном диалоге и с помощью атласа-определителя определяют названия насекомых на рисунке. Представляют результаты работы. — Насекомые обычно маленькие по размеру. • М Работают в парах: — находят на линейке 1 мм; — показывают на линейке 3 мм, 2 см; — показывают на линейке 13, 18, 21 см. • М Представляют реальные размеры жуков (по желанию могут измерить с помощью линейки). • П Расставляют номера в порядке возрастания размеров жуков. • П Называют насекомых на рисунках, рассказывают об их окраске. • П Устанавливают причинно-следственную связь между местом обитания насекомого и его окраской |
|||||
4. Подведение итогов |
||||||
• П Обращается к рисункам (названиям насекомых) на доске, вывешенным в начале урока. Предлагает убрать животных, которые не являются насекомыми, и доказать, что все остальные — насекомые. • П Спрашивает, действительно ли Муравей Вопросик — это насекомое? • М Организует работу по самопроверке результатов учебной деятельности |
• П Доказывают, что выбранное животное является (или, наоборот, не является) насекомым, по изученным признакам. • П Отвечают на вопрос. • М Отвечают на вопросы (с. 33 учебника), оценивают свои успехи с помощью смайликов |
|||||
Дополнительный материал: Атлас-определитель «От Земли до неба»; Товпинец И. П. Указ. соч., с. 50, 51 |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • доказать, что животное на картинке — насекомое (ссылаясь на существенные признаки) |
||||||
Дополнительные творческие задания: • придумать сказочные истории про насекомых по рисункам в учебнике (с. 33); • узнать, какие насекомые приносят человеку пользу, а какие — вред |
||||||
Самоанализ урока |
||||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||||