Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения основных единиц синтаксиса (словосочетания, предложения, текста); ознакомления с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной - в словосочетании, коммуникативной - в предложении и тексте; обучения нахождению в тексте синтаксических единиц и определению их роли в раскрытии замысла художественного произведения, разграничения синтаксических единиц по их функциям: номинативной и коммуникативной. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию бережного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют, родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь русского языка; фразеологический словарь; слова на доске для лингвистической разминки |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Работа над ошибками |
Объединяет ошибки, допущенные учениками в диктанте, по видам орфограмм и предлагает исправить их |
Выписывают проблемные слова, обозначая условия их правильного написания |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым |
|
III. Постановка учебной задачи. 1. Лингвистическая |
- С помощью толкового словаря дайте определения словам: три, с, короб. Охарактеризуйте их как части речи. - А теперь объедините эти слова так, чтобы получился фразеологизм. - Что означает этот устойчивый оборот? - Какие изменения в толковании слов вы увидели? |
Выполняют задание по рядам. Образуют фразеологизм: с три короба. Высказывают предположения, в случае затруднений обращаются к фразеологическому словарю. Отмечают, что по отдельности у каждого слова есть свое значение; в сочетании же у них появляется одно, общее значение - “очень много”. |
Владеют навыками работы со словарной статьей. Высказывают и аргументируют свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. Умеют слушать. Делают выводы и умозаключения. |
|
разминка. |
||||
2. Анализ понятия |
- Какой раздел науки о языке изучает связи между словами, строение предложений? - Прочитайте определение синтаксиса на с. 25. Назовите основные единицы синтаксиса, опираясь на определение. Запишите тему урока. Выпишите названия синтаксических единиц |
Отвечают на вопрос учителя. Читают определение синтаксиса и анализируют его. Записывают тему урока и названия синтаксических единиц |
Формулируют ответ на поставленный учителем вопрос. Извлекают необходимую информацию из учебной статьи. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
|
IV. Работа по теме урока. 1. Работа с таблицей. |
- Рассмотрите таблицу на с. 25 учебника. В ней представлены основные единицы синтаксиса. - Найдите пример словосочетания. Назовите функции этой единицы. - Составьте три любых словосочетания. В каждом из них крестиком обозначьте слово, значение которого уточняется, конкретизируется. - Найдите пример предложения. Назовите функции этой единицы синтаксиса. Составьте предложение с любым из ранее составленных словосочетаний. - Найдите пример текста. Назовите основные признаки этой единицы синтаксиса. Из трех любых предложений составьте текст. Помните, что они должны быть связаны между собой по смыслу и расположены в определенной последовательности. |
Работают с таблицей. Составляют словосочетания, записывают их. Графически выделяют главное и зависимое слова. Выборочно зачитывают их. Составляют предложение, записывают. Подчеркивают грамматическую основу. Выборочно зачитывают. Составляют текст, записывают. Выборочно зачитывают. |
Используют сведения из таблицы для решения учебно-практических задач. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи. |
|
2. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте теоретические сведения на с. 25-26 учебника. Ответьте, чем отличаются предложение и текст от словосочетаний. |
Читают теоретические сведения и делают вывод, что словосочетания выполняют номинативную функцию, а предложение и текст несут в себе законченное сообщение. |
Извлекают необходимую информацию из учебной статьи. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказыва |
|
3. Решение проблемного вопроса. |
- Прочитайте стихотворение из упр. 39. Какие чувства и мысли оно у вас вызывает? Какой единицей синтаксиса является это стихотворение? Докажите. Из каких других единиц синтаксиса оно состоит? Приведите примеры. Докажите, что первые два предложения не являются словосочетаниями. |
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, что это текст; находят признаки текста в стихотворении. Находят другие синтаксические единицы. Доказывают, что первые два предложения не являются словосочетаниями; приводят аргументы. |
||
ют и аргументируют свою точку зрения. |
||||
4. Закрепление |
- Выпишите из текста стихотворения три словосочетания. Укажите в них слова, значение которых уточняется, конкретизируется. Выпишите предложение. Подчеркните грамматическую основу |
Выписывают словосочетания, графически обозначают главное слово. Выписывают предложение, подчеркивают грамматическую основу |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? - Чем отличается словосочетание от предложения и текста? Домашнее задание: § 6, упр. 40 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи |