Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тип урока: развитие речи |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу и конструированию текста. Совершенствовать речь обучающихся, их способность рассуждать на заданную тему. Способствовать развитию наблюдательности и языковой компетенции. Содействовать воспитанию уважения к интеллектуальному труду |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для игры “Редактор”, таблица “Способы связи внутри текста” |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Постановка учебной задачи. Лингвистическая разминка |
Игра “Редактор”. - Исправьте ошибки в следующих предложениях: 1. Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым. 2. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. 3. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. - Что нарушено в этих предложениях? Почему важно правильно выстраивать предложения? Важно ли соблюдать это правило при построении текста? Почему? Назовите, опираясь на проведенную работу, один из признаков текста. Подтвердите свою мысль, прочитав значение |
Отвечают на вопросы учителя, исправляют ошибки в предложениях; делают вывод о том, что важно следить за правильностью речи, логичностью изложения мысли. - Связность. |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Извлекают необходимую информацию из различных источников (ответов сверстников, учебника). Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий. Умеют слушать |
Читают значение слова текст, предложенное в учебнике на с. 27. Записывают тему урока |
|||
слова текст на с. 27 учебника. |
|||
- Сегодня на уроке мы узнаем, какими еще признаками обладает текст |
|||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с понятием. |
- На с. 28 прочитайте определение текста. Назовите основные признаки текста. |
Выясняют, что основными признаками текста являются связность и смысловая целостность. |
Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников. |
2. Анализ текста. |
- Докажите, что пример, приведенный в упр. 42, является текстом. - Какие три типа текста вам известны? Охарактеризуйте каждый из них. К какому типу текста относится пример из упражнения? Докажите. - Определите тему текста. - Выделите ключевые слова текста (потребность делиться мыслями, “вечная книга”, непроясненные впечатления, недодуманные мысли, погрузившись в книгу, научиться размышлять и писать, духовная жизнь). - Какой проблемный вопрос ставит автор? - Какие аргументы он приводит? - К какому выводу склоняет читателя? - Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.) - Какие существуют способы связи внутри текста? Как они реализуются? - С помощью каких средств связаны предложения в тексте упражнения? - Выразите смысл текста одним предложением. - Определите стиль текста. |
Читают текст упражнения и по определению анализируют его: доказывают, что это высказывание, предложения в котором связаны по смыслу и расположены последовательно. Определяют тип текста. Доказывают свою мысль. Выделяют в тексте три смысловые части. Участвуют в обсуждении. |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников (ответов сверстников, учебника). Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Делают выводы и умозаключения. |
3. Самостоятельная работа с текстом |
- Определите способы связи в тексте упр. 47 (письменно). Аргументируйте примерами из текста |
Выполняют письменную работу |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? - Назовите основные признаки текста. - На какие три основные части делится текст-рассуждение? - Используйте эти знания при написании домашнего сочинения. Домашнее задание: § 7, упр. 48 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Способы связи в тексте
Параллельная связь |
Последовательная связь |
Между абзацами |
Внутри абзацев |
Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д. |
Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное |
Различная лексика |
Лексический повтор |
Последовательные мысли, проблемы, темы |
Одна основная мысль |