Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Дополнение
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске (или карточках) запись:
Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Слово дело великое. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Учитель. Перед вами деформированное высказывание Л. Н. Толстого. Восстановите его, ориентируясь на роль имен существительных в предложениях. В первом предложении они являются главными членами, в остальных — второстепенными. Во втором — восемь второстепенных членов, выраженных существительными, в третьем — два.
Учащиеся выполняют задание устно. Находят пропущенный знак препинания. Объясняют его постановку.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Еще раз уточните, какую роль выполняют в двух последних предложениях имена существительные и скажите, о каком члене предложения будет идти речь на сегодняшнем уроке.
Имена существительные в двух последних предложениях выполняют роль дополнений. Значит, тема сегодняшнего урока: Дополнение.
Тему урока на доске записывает учитель.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Цель урока: повторить изученное о дополнении; расширить знания, об этом члене предложения.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Расскажите все, что вы знаете о дополнении. Постройте свой ответ в логической последовательности от общего к частному.
Задание может выполняться на конкурсной основе.
4. Изучение нового материала
Учитель. В написанных предложениях выделите все дополнения.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Составьте определение этого члена предложения, ответив на следующие вопросы:
1. Что обозначает дополнение?
2. Какой частью речи обычно выражаются дополнения?
Из вариантов определений выбирается лучший.
Учитель. Прочитайте предложения, написанные на карточках. Определите, какой частью речи они выражены. Сделайте на основании своего наблюдения соответствующий вывод.
Карточка
Удалому все нипочем.
В прекрасное далеко мы начинаем путь.
Четыре умножить на пять.
Все просили его замолчать.
Солдаты прошли шагов тридцать.
Учащиеся выполняют задание в парах или группах, формулируют вывод.
Учитель. Нам осталось узнать виды дополнений. Для этого поработаем со следующими предложениями.
Я помню эту осень.
Небо покрылось густыми облаками.
В человеке все должно быть прекрасно.
В первом предложении есть прямое дополнение. В остальных — косвенные. Установите:
1. К каким глаголам относятся прямые дополнения и что они обозначают?
2. Каким падежом выражаются прямые дополнения? Учащиеся отвечают на вопросы. Читается соответствующий параграф учебника.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
Языком болтай рукам волю не давай.
Язык наш враг наш.
Язык голову кормит.
Язык до Киева доведет.
Язык мал, да всем телом владеет.
Учитель. Прочитайте пословицы. Скажите, есть ли в их что-то общее?
Во всех пословицах речь идет о языке.
Учитель. Что о нем говорится?
Язык может быть помощником, другом и может быть врагом.
При необходимости преподаватель расширяет тему этой беседы.
Учитель. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно расположить предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на наличие дополнений и их виды. В первом предложении нет дополнений. Во втором — прямое. В третьем и четвертом — косвенные. В пятом — прямое и косвенное. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание в парах, повторяются изученный теоретический материал.
Учитель. Назовите слова из упражнения, в которых морфемный состав такой же, как в слове голову и характеристика согласных звуков совпадает по звонкости—глухости.
Упражнение 2
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Хозяину и гостям понравилось рассуждение Эзопа.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять принес языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел сыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга посредством языка можно лицемерить лгать обманывать хитрить ссориться. Язык может сделать людей врагами он может вызвать войну он приказывает разрушать города и даже целые государства он может вносить в нашу жизнь горе и зло предавать оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Предание говорит что не все гости с удовольствием слушали слова Эзопа.
(Григорян Л. Т. Язык мой — друг мой. М., 1976. С. 91—92.)
Учитель. Прочитайте текст. Определите значение слова язык в нем. Напишите ту часть текста, которая по содержанию соответствует смыслу первой написанной пословице из предыдущего упражнения. Задание к ней по морфологии и пунктуации сформулируйте сами.
В написанной части нужно выделить дополнения, указать их вид. Поставить недостающие знаки препинания.
Учитель. Назовите слова с одинаковыми орфограммами из первого и второго упражнения.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель. Сделайте синтаксический разбор простого предложения из написанной части, в котором количество слов больше, чем членов предложения.
Учащиеся работают с предложением Эзоп пошел покупать языки.
Упражнение 3
В одном из зоопарков ученые записывали на магнитофон «болтовню» обезьян. Эксперимент пришлось остановить из-за начавшегося дождя. Через день ученые воспроизвели магнитофонную запись. Обезьяны услышав крики которые они издавали при приближении дождя два дня назад бросились под навес не обращая внимания на прекрасную ясную погоду.
Учитель. Прочитайте текст. Напишите только те предложения, в которых имеются прямые дополнения. Завершите начатую мной формулировку задания.
В предложениях нужно поставить недостающие знаки препинания.
Учитель. Назовите орфограммы, которые есть в последнем упражнении, но их нет в предыдущих. Составьте из них орфографическую цепочку.
Проводится конкурс на самую правильную и длинную цепочку.
6. Итог урока
Учитель. Расскажите все, что вы знаете о дополнении. Приведите примеры, не звучавшие на уроке.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.