Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Тире между подлежащим и сказуемым (закрепление)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Разрубить гордиев узел |
это очень громкий, неудержимый смех. быстро и решительно разрешить запутанное дело. нависшая опасность, которая может обрушиться в любую секунду. |
Дамоклов меч |
|
Гомерический хохот |
Учитель. Прочитайте запись сначала в левой, затем правой части. Определите, что в них написано. Сформулируйте задание к упражнению.
В левой части написаны фразеологические обороты. В правой — их значения. Эти записи не соответствуют друг другу. Нужно правильно соединить фразеологические обороты и их значения так, чтобы в каждом случае получилось предложение.
Задание выполняется сначала устно, затем письменно.
Учитель. Работу по орфографии проведем по вариантам. Первый вариант составляет цепочку из слов с неповторяющейся орфограммой. Второй вариант составляет цепочку из слов с повторяющимися орфограммами.
Задание выполняется и проверяется.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Назовите пунктограмму, которая есть в каждом написанном предложении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В каждом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире. Значит, тема сегодняшнего урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, и учитывая степень знакомства с ней, сформулируйте цель нашего урока.
Цель урока: повторить правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым; учиться правильно ставить тире между главными членами предложения.
3. Повторение изученного
Учитель. Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Начните ответ в той последовательности и с теми примерами, которые предложены в составленных вами предложениях. Далее действуйте на свое усмотрение.
Учащиеся выполняют задание.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
1. Такой пояс большая помеха человеку и в домашней обстановке его не носили.
2. Размер этих поясов около четырех метров длины и более двадцати сантиметров ширины.
3. Теперь слово «распоясаться» употребляется в значении утратить всякую сдержанность и уважение к другим.
4. Украшенный драгоценностями пояс непременная часть старинной русской одежды богатых людей.
Утверждение ⇒ Пояснение ⇒ Следствие ⇒ Итог > Т
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к упражнению.
Предложения нужно расположить в указанной последовательности так, чтобы получился текст. Поставить в них недостающие знаки препинания.
Учащиеся работают в парах. Правильный вариант:
Учитель. Продолжите составление орфографических цепочек с повторяющимися и неповторяющимися орфограммами, используя слова только что выполненного упражнения.
Учащиеся выполняют задание по вариантам.
Учитель. Назовите подлежащее, в составе которого две морфемы и звуков больше, чем букв.
Пояс.
Упражнение 2
1. Дон Кихот герой одноименного романа испанского писателя Сервантеса. Начитавшись рыцарских романов и вообразив себя странствующим рыцарем он ведет нелепую борьбу с кажущимся злом. Например, сражается с ветряными мельницами приняв их за великанов.
2. Сражаться с ветряными мельницами, значит ... ... ... .
3. В четырнадцатом столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак простого дворянина полтора фута. Башмак барона два фута. Башмак князя два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного. Так появилось выражение жить на большую ногу. Оно означало ... ... .
4. Зарубить на носу ... ... ... . Многим представляется, что это сказано не без жестокости. Не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на лице зарубку. Страх напрасен, потому что нос тут вовсе не обозначает орган обоняния. Это слово обозначает здесь памятную дощечку, на которой в древности неграмотные люди делали всевозможные пометки.
1 вариант ← текст ( [ ], ( ) )
2 вариант ← текст ( ДО )
3 вариант ← текст ( только [ ] )
Справка: жить на большую ногу; запомнить крепко-накрепко; вести бесцельную, бессмысленную борьбу.
Учитель. Познакомьтесь с содержанием карточки, дополнительной записью и справкой. Сформулируйте задание к упражнению.
В карточке три текста. Первый вариант работает с текстом, в котором есть сложноподчиненные предложения. Второй — с текстом, в котором имеются деепричастные обороты. Для третьего варианта — текст, в котором все предложения простые. В каждом тексте необходимо закончить по одному предложению, используя справочный материал. Поставить пропущенные знаки препинания.
Примечание: в сильном классе можно выполнять упражнение без использования справочного материала.
Учитель. Выполним орфографическую перекличку. Учащиеся первого варианта называют слово с орфограммой, которая имеется во всех трех текстах. Учащиеся второго и третьего вариантов находят и называют это слово, объясняют его написание.
Задание выполняется коллективно.
Учитель. Выделите в тексте слово с наибольшим количеством морфем.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. В нем девять букв. Каждый вариант находит по три буквы в словах своего текста. Соединив их вместе, вы сможете назвать новое слово.
На доске запись для каждого варианта.
I вариант
Первая буква гласная. Она находится в приставке первого деепричастного оборота.
Вторая буква тоже гласная. Находится в приставке существительного, которое выполняет роль дополнения. В нем все согласные звонкие. Звуков меньше, чем букв.
Третья буква находится в одном из корней сложного слова. Она обозначает согласный парный твердый звук.
II вариант
Четвертая буква в первом предложении выполняет две разные функции. В одном слове она является окончанием. Во втором — проверяемой безударной гласной в корне.
Пятая буква четырежды встречается в обстоятельстве времени первого предложения.
Шестая буква отсутствует только в одном слове этого же предложения.
III вариант
Седьмая буква трижды встречается в словах третьего предложения. Два раза как часть корня. Один раз — в приставке.
Восьмая буква в трех словах последнего предложения выполняет роль окончания.
Девятая буква также находится в одном из слов последнего предложения. Это слово является в данном предложении согласованным определением, которое согласуется с определяемым существительным по большему количеству признаков, чем остальные согласованные определения. В этом слове данная буква представляет собой непроверяемую безударную гласную в корне.
Учитель. Какое это слово?
Правильный вариант: слово аудитория.
Учитель. Что обозначает слово аудитория? Ответьте на вопрос так, чтобы ответ соответствовал теме урока.
Аудитория — это помещение для чтения лекций.
Аудитория — это слушатели лекции или доклада.
Учитель. Напишите предложения, в которых говорится о значении слова аудитория. Объясните постановку знаков препинания.
6. Итог урока
Учитель. Еще раз расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры только на те его пункты, на которые не было составлено предложений в течение урока.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность учащихся на уроке.