Определение

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Определение

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

В ... мире люди лишь семь сооружений считали достойными называться чудом света. Это гробница царя Мавзола в Галикарнасе; ... сады, будто бы посаженные царицей Семирамидой в Вавилоне; храм Артемиды в городе Эфесе; ... пирамиды. К ним также относятся статуя Колосса Родосского, изваяние Зевса работы ... Фидия в Олимпии, маяк на острове Фарос в Александрии.

Справка: египетский, древний, великий, гигантский, висячий.

Учитель. Познакомьтесь с текстом и справкой к нему. Сформулируйте задание к упражнению.

В данный текст нужно вставить подходящие по смыслу пропущенные слова. Их можно взять из справки.

Задание выполняется коллективно.

Правильный вариант: в Древнем мире, висячие сады, египетские пирамиды, гигантская статуя, великого Фидия.


2. Повторение изученного

Учитель. Расскажите известный вам материал о членах предложения, выполняя синтаксический разбор первого предложения.

Учащиеся последовательно выделяют подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в первом предложении. Выделяя тот или иной член предложения, рассказывают все, что знают о нем. Каждому вызванному преподавателем ученику дается право выделить и сделать сообщение только об одном члене предложения. При необходимости остальные школьники уточняют и дополняют ответ одноклассника.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Установите, каким членом являются пропущенные слова в последнем предложении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слова гигантская и великого являются в предложении определением. Значит, тема сегодняшнего урока: Определение.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорный материал.

Цель:

* уточнить, что ... ...;

* установить ... ... виды ... и чем ... ...;

* учиться отличать ... ... и определения от ... ... ... .

Цель урока: уточнить, что такое определение; установить, какие имеются виды определений и чем они выражаются; учиться отличать виды определений и определения от других членов предложения.


4. Изучение нового материала

1. Влажный лес ржавел осиновым и кленовым листом.

В наш город приехали артисты из Польши.

Учитель. Прочитайте предложения. Выделите в них определения. Установите, что они обозначают; какие члены предложения они поясняют; чем выражены поясняемые определениями члены предложения; на какие вопросы отвечают определения. Последовательно отвечая на вопросы, сформулируйте дефиницию определения.

Учащиеся работают в парах или группах. Преподаватель выбирает самую формулировку понятия определение.

Учитель. Найдите в предложениях под номером 1 определения, связанные с существительными, к которым они относятся, способом согласования. Подумайте, как они могут называться.

Учащиеся делают вывод о согласованных определениях.

Учитель. Определения как зависимые слова могут связываться с именами существительными другими способами (управлением или примыканием). Найдите такие определения. Скажите, как они могут называться.

Учащиеся делают вывод о несогласованных определениях.

2. Жаворонок устремился в небеса над полем.

Учитель. Прочитайте предложение под номером 2. Найдите в нем определение. Установите, каким способом оно связано с существительным, какое имеет добавочное значение и какой дополнительный вопрос можно к нему поставить. Сделайте вывод об управляемых определениях.

3. Слуга вынес ларчик из красного дерева.

Учитель. Прочитайте предложение под номером 3. Скажите, чем может быть выражено несогласованное определение. Обобщите весь материал, касающийся определения.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Это творение высотой в сто одиннадцать метров, которое вонзало ввысь свою башню из трех этажей постепенно уменьшавшихся в объеме. Фонарь был укреплен на восьми колоннах подпиравших купол. Под ними горел огонь из просмоленных дров. Зеркала распространяли свет усиливая его. Специальный подъемник позволял добраться до фонаря.

Это творение из золота и слоновой кости. Слоновая кость передавала белизну лица, рук, обнаженных ног. Одежда была из золота разных оттенков. Помимо золота и слоновой кости на его изготовление пошли эбеновое дерево драгоценные камни. Оно имело двенадцать метров высоты, с пьедесталом — четырнадцать и давало почувствовать величие божественного.

Учитель. Прочитайте тексты. Определите, о каких двух из семи чудес света в них идет речь.

Учащиеся определяют, что в текстах говорится о маяке на Фаросе и статуе Зевса в Олимпии.

Учитель. Напишите эти тексты по вариантам. Первый вариант будет работать с текстом, в котором есть однородные члены. Второй напишет текст с причастными и деепричастными оборотами. Найдите свои тексты. Подумайте, какое еще задание с ними необходимо выполнить. Не забывайте о теме урока.

Учащиеся добавляют, что необходимо поставить недостающие знаки препинания, выделить определения, установить их вид и чем они выражены.

Учитель. Организуйте орфографическую перекличку.

Учащиеся первого варианта называют слово или слова с определенной орфограммой. Учащиеся второго варианта находят и называют слова с такой же орфограммой.

Учитель. Назовите слова из упражнения с такой же орфограммой и таким же морфемным составом, как в слове золото.


Упражнение 2

Из всех деревьев первой зацветает ольха. Не успеет стаять снег, как ее крона становится бурой от массы цветущих светло-серых сережек.

Лес сначала показался серым и неуютным. В темном хвойнике лежал черствый снег. Прошлогодняя листва шуршала под ногами. Только на косогоре пробились сквозь ее ветошь первые стрелы ярко-зеленых травинок.

Береза побаивается холода и не верит мимолетным взглядам солнца. Зато она с восторгом расцветает под первым теплым весенним дождичком.


№ п/п части Т

№ п/п

Определения

согласованные

несогласованные

I

1

2

2

3

1

II

4

2

1

5

1

III

6

2

1

7

1

8

1

1

9

3


Учитель. И все-таки самое великолепное чудо — сама природа. Прочитайте части текста. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно составить текст из его частей, ориентируясь на виды и количество определений в каждом предложении.

Учитель. Назовите согласованные определения с одинаковыми орфограммами (светло-серых, ярко-зеленых; прошлогодняя, мимолетным и др.).

Учитель. Укажите несогласованное определение, в котором звуков в два раза больше, чем букв.

Её.

Учитель. Назовите предложения с одинаковым количеством членов предложения.


6. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его должны определить самостоятельно. Для этого выделите приставку в слове истлеть. Присоедините к ней корень слова тина, второй суффикс и окончание слова прозаичный. Назовите новое слово.

Это слово истинный.

Учитель. Каково лексическое значение слова истинный?

Действительный, настоящий, несомненный.

Учитель. Составьте предложение со словом истинный так, чтобы в нем были согласованные и несогласованные определения.


7. Итог урока

Учитель. Расскажите все, что вы узнали об определении.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Дома напишите текст о любом из семи чудес света, кроме тех, о которых шла речь на уроке. Выделите в нем согласованные и несогласованные определения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]