Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Словообразование и орфография. Морфемный разбор - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: вспомнить термины по морфемике и словообразованию; продолжить формирование умения производить морфемный разбор.
Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно излагать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Упр. 20 (ученики отвечают по цепочке). Упр. 23 (отвечает один ученик).
II. Тестовые задания.
1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) ш..рох, беч..вка, ч..лка
б) ж..рнов, ш..лк, обж..ра
в) ш..колад, прич..ска, ш..рты
г) пч..лы, ш..пот, печ..т
2. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) береж..т, ж..кей, ш..рстка
б) ч..рный, пш..нка, ш..пот
в) плюш..вый, ш..в, туш..нка
г) княж..н, крыж..вник, ш..лк
3. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) ж..стко, ч..рствый, сбереж..м
б) ш..ссе, стереж..те, мальч..нка
в) ч..рный, ч..порный, ч..ткий
г) копч..ности, свеч..й, отч..т
4. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) мяч..м, пляж..м, этаж..м
б) борщ..м, воротнич..к, смерч..м,
в) уч..ба, пересеч..м, ж..лтый
г) холщ..вый, щ..голь, жж..т
5. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?
а) дириж..р, ч..кнутый, ш..л
б) особняч..к, ш..мпол, увлеч..м
в) каблуч..к, братц..м, ч..тный
г) ретуш..р, кош..лка, сбереж..шь
III. Повторение сведений по морфемике.
1. Беседа по вопросам:
— Какие морфемы вам известны? Дайте им определения.
— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (У однокоренных слов при одинаковом корне разный состав основы и разное лексическое значение; у форм слова совпадает не только корень, но и основа, а значит, и лексическое значение.)
— Какие группы слов являются однокоренными, а какие — формами одного слова: лес, лесной, лесничий; лесная, лесные; домик, дом; домик, домики?
— Как правильно выделить у слова окончание и есть ли слова, у которых окончания отсутствуют? (Окончания отсутствуют у неизменяемых слов — несклоняемых имён существительных (кино, жалюзи), наречий (вверху, интересно), имён прилагательных и наречий, стоящих в простой форме сравнительной степени (интереснее, выше, чётче). Чтобы правильно выделить окончание слова, надо изменить его: учебниками — учебник, радостного — радостный, летаете — летаю. Надо помнить, что окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.)
2. Запись слов и выделение в них окончаний с обязательной проверкой.
Трава, справа, читала, увлекалась, боа; оригами, братьями, жалюзи, приходи, гости, нести, посети, конфетти; терпение, крайние, биение, осенние, длинношеее, веселее.
3. Работа с учебником. Упр. 26. Выполняется устно. Упр. 27. Комментированное письмо.
IV. Домашнее задание. Упр. 28.