Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Орфография. Орфографический разбор слов - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: повторить основные орфографические понятия; продолжить формирование умения графически обозначать условия выбора орфограмм; формировать умение создавать устное сообщение в научном стиле.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Ученики списывают слова, вставляют пропущенные буквы, графически объясняют условия выбора орфограмм.
■ Пред..юбилейный, от..ехать, из..ян, ад..ютантский, ин..екция, под..ём, ар..ергард, необ..ятный, раз..яриться, об..ездчик, интерв..юировать, суб..ект, фел..етон, меж..ярусный, в..южный, кар..ерист, п..едестал, об..ём, кинос..ёмка, обез..янка, необ..ятная, пред..явить, кар..ера, ш..ёшь, раз..единить, под..езжая.
В качестве вывода учащиеся рассказывают правила постановки ъ и ь знаков.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
— Что изучает фонетика?
— Расскажите о системе звуков русского языка.
— Какие фонетические процессы вам известны? Приведите примеры.
Упр. 19 (по цепочке). Упр. 21 (устный ответ). Ученики на доске разбирают слова поездка, октябрь, здравствуй, льются.
III. Повторение сведений по орфографии.
1. Повторение общих орфографических понятий. Беседа по вопросам и заданиям:
— Вспомните, что изучает орфография.
— Что такое орфограмма?
— Какие типы (группы) орфограмм вам известны? (Гласные буквы. Согласные буквы. Большие буквы. Ь неразделительный. Ъ и ь разделительные. Дефис. Слитное и раздельное написание. Чёрточка при переносе.)
— Каковы опознавательные признаки орфограмм? По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. таблицу “Опознавательные признаки орфограмм” в разделе учебника “Приложение”.)
Учитель напоминает школьникам, что, зная опознавательные признаки орфограмм, пишущий применяет орфографическое правило — инструкцию, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. В классе также проговаривается, что условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином слове.
2. Повторение правописания е, ё, о после шипящих.
— При каких условиях в корне слова после шипящих пишется ё, а когда о? Приведите примеры.
— При каких условиях в суффиксах разных частей речи пишется ё, а когда о? Приведите примеры.
3. Орфографическая работа. Списываются с доски слова, вставляются пропущенные буквы, обозначаются условия их выбора. Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут по 3—5 слов.
■ 1) Ш..в, ш..л, ш..пот, ш..рох, ш..мпол, ч..порный, пш..нка, ж..ри, ж..лтый, капюш..н, ш..рты, ш..лковый, ш..коладный, ж..раф, заж..г, параш..т, ч..рствый, щ..вель, расч..ска, обж..ра, ож..г ладони, ож..г ладонь.
■ 2) Горяч.., хорош.., ещ.., этаж..м, плеч.., печ..т, сгущ..нка, реч..нка, парч..й, дач..й, платьиц..м, девч..нка, печ..нка, уч..ба, туш..нка, каблуч..к, пирож..к, борщ..м, марш..м, алыч..вый, глянц..вый.
IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Что изучает орфография?
— Какие буквы следует писать в словах ш..пот и ш..рох? Каковы условия их выбора?
— Какие буквы следует писать в словах береж..м и морж..м? Каковы условия их выбора?
V. Домашнее задание. Упр. 20, 23.