Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Фонетика. Фонетический разбор слов - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: вспомнить систему звуков русского языка и фонетические процессы; продолжить отработку транскрибирования и фонетического разбора.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тестовые задания.
1. Найдите пары слов, которые не являются синонимами.
а) учитель — преподавать
б) злой — сердитый
в) думать — мыслить
г) глубоко — мелко
2. Найдите пары слов, которые не являются антонимами.
а) очи — глаза
б) болезнь — недомогание
в) поднимать — опускать
г) старательный — усердный
3. Укажите строку, в которой все прилагательные употреблены в переносном значении.
а) горькое лекарство, железная дисциплина
б) тяжёлый характер, чистая скатерть
в) горячий чай, старый журнал
г) чёрствый человек, холодный ум
4. Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали.
а) неологизм
б) устаревшее
в) заимствованное
г) многозначное
5. Укажите, значение какого слова определено неверно.
а) строптивый — упрямый, своевольный, непокорный
б) сокрушительный — причиняющий сильное разрушение, гибель
в) сгоряча — в порыве какого-либо чувства
г) поясница — мастерица по изготовлению поясов
6. Укажите, какое слово является самым старым.
а) кроссовки
б) ботфорты
в) журнал
г) магнитофон
II. Повторение сведений по фонетике. В качестве наглядного пособия рекомендуется использовать таблицу из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2009).
1. Беседа по вопросам:
— Что изучает фонетика?
— На какие группы делятся все звуки русского языка?
— Какие звонкие согласные не имеют пар по-глухости?
— Какие твёрдые звонкие согласные не имеют пар?
— Какие мягкие глухие согласные не имеют пар?
— Какой звук не имеет пары ни по звонкости-глухости, ни по твёрдости-мягкости?
2. Работа с учебником. Упр. 17. Выполняется устно. Упр. 18. Списывается с последующей проверкой; производится фонетический разбор выделенных слов.
3. Транскрибирование слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Перед выполнением задания учитель напоминает детям, что указанные буквы обозначают два звука, когда находятся под ударением в начале слова, после гласных, после ъ и ь.
Чудесная, прелестная, поющая, поехать, улыбаешься, сияющий, моря, яблоко, юг, въезд, проездной, тень, вьюн.
4. Транскрибирование слов, в которых не совпадают согласные буквы и звуки.
Сладкий, молодость, тетрадь, сад, посадский, молод, братский, мостик, сказка, скользкий, сзади, сбор, просьба, здесь, нести, гвоздь, философ, философский, левша, отрежь, несёшь, ёж.
III. Самостоятельная работа. Ученики производят фонетический разбор слов по выбору учителя.
Любовь, степная, поход, съезд, молодец, чувствую.
IV. Домашнее задание. Упр. 19. Вспомнить правила написания ъ и ь знаков. Индивидуальное задание: упр. 21.