Фонетика. Фонетический разбор слов - Повторение изученного в 5-6 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Фонетика. Фонетический разбор слов - Повторение изученного в 5-6 классах

Цели: вспомнить систему звуков русского языка и фонетические процессы; продолжить отработку транскрибирования и фонетического разбора.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Тестовые задания.

1. Найдите пары слов, которые не являются синонимами.

а) учитель — преподавать

б) злой — сердитый

в) думать — мыслить

г) глубоко — мелко

2. Найдите пары слов, которые не являются антонимами.

а) очи — глаза

б) болезнь — недомогание

в) поднимать — опускать

г) старательный — усердный

3. Укажите строку, в которой все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) горькое лекарство, железная дисциплина

б) тяжёлый характер, чистая скатерть

в) горячий чай, старый журнал

г) чёрствый человек, холодный ум

4. Укажите верную характеристику выделенного слова в предложении Беды да печали на ПОЧТОВЫХ примчали.

а) неологизм

б) устаревшее

в) заимствованное

г) многозначное

5. Укажите, значение какого слова определено неверно.

а) строптивый — упрямый, своевольный, непокорный

б) сокрушительный — причиняющий сильное разрушение, гибель

в) сгоряча — в порыве какого-либо чувства

г) поясница — мастерица по изготовлению поясов

6. Укажите, какое слово является самым старым.

а) кроссовки

б) ботфорты

в) журнал

г) магнитофон

II. Повторение сведений по фонетике. В качестве наглядного пособия рекомендуется использовать таблицу из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2009).

1. Беседа по вопросам:

— Что изучает фонетика?

— На какие группы делятся все звуки русского языка?

— Какие звонкие согласные не имеют пар по-глухости?

— Какие твёрдые звонкие согласные не имеют пар?

— Какие мягкие глухие согласные не имеют пар?

— Какой звук не имеет пары ни по звонкости-глухости, ни по твёрдости-мягкости?

2. Работа с учебником. Упр. 17. Выполняется устно. Упр. 18. Списывается с последующей проверкой; производится фонетический разбор выделенных слов.

3. Транскрибирование слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Перед выполнением задания учитель напоминает детям, что указанные буквы обозначают два звука, когда находятся под ударением в начале слова, после гласных, после ъ и ь.

Чудесная, прелестная, поющая, поехать, улыбаешься, сияющий, моря, яблоко, юг, въезд, проездной, тень, вьюн.

4. Транскрибирование слов, в которых не совпадают согласные буквы и звуки.

Сладкий, молодость, тетрадь, сад, посадский, молод, братский, мостик, сказка, скользкий, сзади, сбор, просьба, здесь, нести, гвоздь, философ, философский, левша, отрежь, несёшь, ёж.

III. Самостоятельная работа. Ученики производят фонетический разбор слов по выбору учителя.

Любовь, степная, поход, съезд, молодец, чувствую.

IV. Домашнее задание. Упр. 19. Вспомнить правила написания ъ и ь знаков. Индивидуальное задание: упр. 21.






Для любых предложений по сайту: [email protected]