Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Лексика и фразеология - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: вспомнить основные лексические и фразеологические понятия; продолжить работу по орфографическому и пунктуационному разбору.
Личностные УУД. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Упр. 10 (по цепочке). В качестве вывода учитель даёт задание рассказать, на каком основании ставится запятая в сложном предложении.
II. Орфографическая разминка. Ученики вставляют пропущенные буквы, обозначают условия выбора орфограмм. Один работает на доске, остальные — в тетради.
Л..ксическое зн..чение, одн..знач..ные сл..ва, с..нонимы, ..нтонимы, ..монимы, уст..ревш..е слово, н..ологизмы, арх..измы, профессионализмы, фр..зеол..гизмы.
III. Повторение сведений о лексике.
1. Работа по вопросам и заданиям к § 3.
2. Упр. 13. Ученики определяют значения выделенных слов; подбирают к ним синонимы и антонимы; записывают слова с пропущенными буквами. Упр. 15. Устное выполнение, фронтальная работа.
IV. Повторение сведений о фразеологизмах.
1. Беседа по вопросам:
— Что такое фразеологизм?
— Как называется наука, изучающая фразеологизмы?
— Что объединяет фразеологизм со словом? (Фразеологизм обладает лексическим значением, является одним членом предложения.)
— Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? (Сравните: Биться как рыба об лёд — удариться об лёд. Закадычный друг — преданный друг.)
2. Упр. 16. Находят фразеологизмы; объясняют орфограммы; пишут диктант с последующей взаимопроверкой.
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Являются ли синонимами слова белый и белизна? Почему? (Нет, они относятся к разным частям речи.)
— Как по словарной статье отличить многозначные слова от слов-омонимов?
— У каких групп слов ограничена сфера употребления? Приведите примеры устаревших слов и неологизмов.
VI. Домашнее задание. Упр. 14.