Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Пунктуация. Пунктуационный разбор - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, прямой речью, в сложных предложениях; формировать умение производить морфемный и пунктуационный разбор, составлять предложения по схемам.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Синтез знаний. Анализ лингвистических явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Ученики выполняют задания учителя:
— Вспомните, что изучает синтаксис.
— Назовите третье лишнее понятие, аргументируйте свой ответ:
■ сказуемое, дополнение, обстоятельство (понятие сказуемое лишнее: это главный член предложения, тогда как следующие два понятия называют второстепенные члены);
■ дополнение, обстоятельство, прилагательное (понятие прилагательное лишнее: это часть речи, а другие слова называют члены предложения).
Упр. 9. Проверка проводится в форме “Лингвистической эстафеты”.
II. Повторение основных пунктуационных правил.
1. Беседа на основе вопросов, предложенных к § 2.
2. Повторение правил о постановке знаков препинания при однородных членах. Дети читают правила (спроецированы на экран либо представлены в распечатках), затем расставляют недостающие знаки препинания при однородных членах; графически объясняют условия их выбора (работают прямо в распечатках).
Из-за моря поднялось солнце и залило светом спокойную ровную воду.
(О и О)
Он работает по всем правилам сосредоточенно.
(О, О)
Косой дождь всё так же сёк лицо и заливался за шею и в рукава.
(О и О О и О)
Плот тихо и беззвучно подвигался вперёд среди немой тишины среди непроглядного мрака.
(О и О О, О)
Пел одинокий женский голос то грустно и смутно то задорно и весело.
(то О и О, то О и О)
На сотни вёрст ни дымка ни юрты ни человеческого следа. (А. Серафимович)
(ни О, ни О, ни О)
Ни днём ни ночью спокою не знаешь. (Фразеологизм)
3. Повторение правил постановки знаков препинания при обращениях. Читают правила, разбирают постановку знаков препинания в предложениях с обращениями (устно). В тетрадях записывают схемы этих предложений.
Всё родимый надо от сердца делать. (К. Паустовский) Сегодня братец ты мой заниматься не будем. (А. Н. Толстой) Благодарю вас тётя Саша. (А. Н. Толстой) Ах Лизанька ты от себя ли? (А. Грибоедов)
4. Работа с учебником. Упр. 11. Комментированное письмо. Предварительно ученикам предлагается рассмотреть схемы постановки знаков препинания при прямой речи.
III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Что такое пунктуация?
— Что на уроке показалось сложным?
IV. Домашнее задание. Упр. 10.