Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Категория состояния как часть речи - Категория состояния - Морфология и орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные. Увеличение объёма словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей. Метапредметные. Способность извлекать информацию из различных источников. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Предметные. Опознавание, анализ и употребление слов категории состояния.
Цели: дать представление о категории состояния как части речи; учить видеть слова категории состояния в тексте и отличать их от других частей речи.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Эффективное обсуждение учебной проблемы с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Освоение нового материала.
1. После наблюдения ученики записывают, подчёркивают члены предложения, обращают внимание на различные синтаксические роли слова спокойно. Сообщается, что сказуемое в последнем предложении выражено словами категории состояния.
2. Изучают материал § 49; отвечают на предложенные в учебнике вопросы.
II. Активизация и закрепление изученного. Упр. 315.
Комментированное письмо. Упр. 316. Подбираются и записываются слова категории состояния (2—3 в каждом ряду); с ними составляются предложения. Упр. 320. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Что обозначают слова категории состояния?
— Какие самостоятельные части речи, кроме категории состояния, являются неизменяемыми? (Наречие, деепричастие.)
— Какова структура предложений, в состав которых входит категория состояния? (Это предложения без подлежащего; категория состояния выступает в роли сказуемого, часто вместе с глаголами быть, делаться, становиться.)
IV. Домашнее задание. § 49. Упр. 322. Подготовиться к сжатому изложению.