Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Учебный доклад - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление об учебном докладе как жанре учебно-научной речи; анализировать образцы учебных докладов; познакомить с приёмами обработки информации для доклада.
Личностные УУД. Личностное и профессиональное самоопределение. Умение оценивать результаты чужого труда. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Анализ понятий. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при выполнении заданий. Освоение приёмов преобразования информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
— Что такое отзыв? Чему он может быть посвящён?
— Каковы требования к отзыву?
— Приведите примеры слов с оценочным значением, которые позволяют автору отзыва выразить своё мнение.
— Трудно ли, на ваш взгляд, писать отзыв? Аргументируйте свой ответ.
Два ученика зачитывают свои сочинения. Класс участвует в оценке отзывов.
II. Знакомство со своеобразием жанра учебного доклада. Упр. 306. Учащиеся читают текст, составляют сложный план, записывают его в тетради.
Примерный план
1. Структура доклада.
а) Вступление.
б) Основная часть.
в) Заключение.
2. Требования к содержанию.
а) Неизвестные факты.
б) Проблемы.
3. Иллюстративный материал.
4. Подготовка к выступлению.
а) Домашняя репетиция.
б) Настрой на выступление перед аудиторией.
III. Освоение приёмов сжатия текста.
1. Слово учителя. В процессе учебной деятельности приходится много работать с информацией разного рода. Надо читать учебник и пересказывать что-то, сокращая, выделяя важное. При подготовке доклада или реферата недостаточно просто найти и переписать сведения. Информация требует обработки: компонуются абзацы, выделяется главное, исходный текст сокращается. Сжатие информации осуществляется за счёт объединения, замены или удаления сведений.
2. Работа с текстом. Дети читают текст, определяют тему и основную мысль. Далее разбирают по абзацам: определяют микротемы, называют главное, вычёркивают второстепенное (в распечатках). Учитель комментирует, в каких случаях производится объединение, замена и удаление.
■ Можно ли совершенно одинаково интересоваться [многим] строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы спросить: “Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?” А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть.
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни — в её непредсказуемости. Может быть, [в будущем] придётся строить города в пустыне, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности [знаний] в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть [как можно раньше] рано или поздно. И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о растраченном времени. (По И. Милославскому)
IV. Домашнее задание. § 48. Упр. 310 либо 311.