Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Действительные причастия прошедшего времени - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: расширить представление о действительных причастиях прошедшего времени; учить находить их в тексте; учить образовывать от глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Личностные УУД. Самоопределение личности в коллективе. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания. Контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Устный ответ по § 18. Упр. 110, с объяснением значения данных ниже слов.
Стрепет, дрохва (имеется в виду дрофа) — степные птицы.
Трое учеников записывают на доске слова: 1) с орфограммами — гласные буквы в окончаниях; 2) с орфограммами — гласные и согласные буквы в суффиксах; 3) оставшиеся слова с орфограммами других типов. По окончании проверки учитель спрашивает некоторых учеников, какие исправления были внесены в домашнюю работу.
II. Диктант с взаимопроверкой.
За чернеющим лесом; с любящими родителями; пестреющий луг; участвующая в соревнованиях; умничающий студент; зависящий от мнения окружающих; развивающаяся личность; развевающийся шарф; тревожащуюся бабушку; под мелко сеющим дождём.
III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 19.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с текстом. Семиклассники списывают текст. Один ученик у доски называет действительные причастия прошедшего времени, объясняет постановку знаков, выполняет синтаксический разбор предложения по выбору учителя. После выполнения заданий учитель обращает внимание учащихся на разницу значений слов скрытость и скрытность.
■ Белый медведь ост..рожный зверь, скрытный*. Но он очень любопытный говорит зоолог изучавший животных на острове Врангеля. Ночью осмелевшие медведи по..ходили кв..гончику уч..ных и жадно втяг..вали (не)знакомый воздух человеческого ж..лища. (Из журнала “Гео”)
* Скрытный — 1. Скрывающий свой мысли, чувства, намерения. 2. Не обнаруживающий себя (о характере).
Скрытый — внешне не заметный или ещё не проявившийся (о каком-либо признаке, обстоятельстве).
2. Творческий диктант. Учащиеся восстанавливают текст по ключевым словам, предварительно ответив на вопрос:
— Можно ли по опорным словам определить функционально-смысловой тип будущего текста?
Случайно открывшееся окно; любопытная медведица; белеющая в темноте голова; исследователь проснулся и увидел; попавшееся под руку; отхлестал шерстяным носком; отпрянувшая** медведица.
** Отпрянувшая — быстрым резким движением отодвинувшаяся, отскочившая.
V. Домашнее задание. § 19. Упр. 113. Дополнительно: подготовиться к изложению по упр. 116.