Изложение от третьего лица - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Изложение от третьего лица - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учить излагать текст от третьего лица; учить использовать в тексте причастия; развивать письменную речь учащихся.

Личностные УУД. Формирование нравственных основ личности. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Расширение круга фоновых знаний учащихся. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

I. Рассказ о жизни в Ясной Поляне. Слово учителя. Л. Н. Толстой проживал с большой семьёй в имении Ясная Поляна (Тульская обл.). Это была традиционная жизнь обитателей дворянской усадьбы. Летом купались, ходили за грибами, ездили на охоту. В любое время года с удовольствием разыгрывали пьесы, театральные сценки, сами изготавливали костюмы для этого. В доме звучала музыка; играли на скрипке, на фортепьяно.

Обитатели усадьбы много трудились. Софья Андреевна, жена писателя, управляла большим хозяйством, руководила жизнью усадьбы, помогала Льву Николаевичу в литературном и общественном труде. В семье было восемь детей — пятеро мальчиков и три девочки. Дети получали домашнее образование, много учились.

Вот запись 14-летней Татьяны, старшей среди девочек: “26 ноября. Утром рисовала с учителем подошву. Очень трудно сделать хорошенько тени. Эту неделю я не получила ни одной единицы и ни одной двойки. Целые два часа после урока рисования я сидела и пробовала сделать задачу на правила процентов и наконец только при помощи папа решила её”. В 18 лет она должна была присматривать за младшими и самостоятельно учить их. “После завтрака я учила Машу и Веру английскому; пишут они обе ужасно! Вера сделала в странице ошибок 25, и Маша немногим меньше. Трудный язык английский!

Татьяна была любимицей отца, его помощницей. Она переписывала его рукописи, отвечала на письма, впоследствии стала автором нескольких книг воспоминаний об отце, о жизни семьи. С четырнадцати и в течение сорока лет она вела дневник. Воспоминания и дневники Татьяны Львовны изданы и в России, и за рубежом.

II. Проверка домашнего задания. Ученики определяют тему и основную мысль текста, зачитывают составленный план, называют причастия. Учитель напоминает, что изменяется в тексте при изложении от третьего лица: 1) возникает необходимость называть рассказчицу (Т. Л. Сухотина, дочь Л. Н. Толстого, дочь писателя, она); 2) требуется заменить местоимения мы, нас, нашей словами дети, братья и сёстры Т. Л. Сухотиной, дети писателя.

III. Написание изложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]