Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: вспомнить морфологический разбор имён существительных и имён прилагательных; повторить правописание окончаний существительных и прилагательных; совершенствовать устную речь учащихся.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Упр. 25 (отвечает один ученик). Выполнение морфемного и словообразовательного разборов слов умение, везение (второй ученик).
II. Повторение сведений о частях речи.
1. Беседа по вопросам:
— Почему в окончаниях слов врачом и печём пишутся разные гласные? (Данные слова относятся к разным частям речи.) Учитель отмечает, что определение принадлежности слова к той или иной части речи является обязательным условием грамотного письма.
— На какие группы делятся все части речи?
— Что объединяет имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения?
— Чем отличаются склоняемые части речи от спрягаемых?
— Какие части речи называются спрягаемыми?
— Что отличает наречия от других частей речи?
2. Повторение изученного об имени существительном. Учащиеся получают задание рассказать об имени существительном, опираясь на план морфологического разбора в “Приложении”. После высказывания одного из учащихся на заданную тему дети записывают предложение Красота спасёт мир; проводят морфологический разбор существительного мир.
Далее вспоминают правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных. Для грамотного написания окончаний учитель рекомендует использовать приём подстановки. Нужно определить тип склонения существительного. На место существительных 1-го склонения подставляется слово река, имеющее ударные окончания во всех падежах; на место существительных 2-го склонения подставляются слова с ударными окончаниями — стол, окно. Существительные 3-го склонения, разносклоняемые, а также слова, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия, в Р., Д., П. падежах имеют окончание -и. Например: Человек шёл по пустыне (= по реке, Д. п.). В городе (= в столе, П. п.) осень. Далее следует запись под диктовку. Увидел в галере.., подумал о времен.., обратился к Ксени.., пришёл к Даш.., ошибка в решени.., встать в гаван.., отойти от пристан...
3. Повторение сведений об имени прилагательном. Ученики подготавливают устное высказывание об имени прилагательном, опираясь на план морфологического разбора в “Приложении”. После ответа одного выступающего семиклассники записывают предложение Худой мир лучше доброй ссоры и производят морфологический разбор прилагательного лучше. Далее учитель просит рассказать правило о написании окончаний имён прилагательных. Затем учащиеся вставляют пропущенные буквы, обозначают условия выбора орфограммы. В целях экономии времени можно организовать работу в раздаточном материале.
■ Хорош..м результатом, длинноше..е животное, о пригож..м малыше, ранн..е вставание, в ранн..м возраст.., утренн..м ветерком, с глубок..м почтением, с искренн..м участием, в похож..м настроени.., син..е море, дальн..м походом, с древн..м миром, недавн..е годы, с одинок..м странником, древн..е поселения.
III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Чем похожи и чем различаются имена существительные и имена прилагательные?
— От каких условий зависит выбор гласных букв-орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных?
IV. Домашнее задание. Упр. 33; упр. 30 (индивидуальное задание).