Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография - Повторение изученного в 5-6 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография - Повторение изученного в 5-6 классах

Цели: вспомнить морфологический разбор имён существительных и имён прилагательных; повторить правописание окончаний существительных и прилагательных; совершенствовать устную речь учащихся.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 25 (отвечает один ученик). Выполнение морфемного и словообразовательного разборов слов умение, везение (второй ученик).

II. Повторение сведений о частях речи.

1. Беседа по вопросам:

— Почему в окончаниях слов врачом и печём пишутся разные гласные? (Данные слова относятся к разным частям речи.) Учитель отмечает, что определение принадлежности слова к той или иной части речи является обязательным условием грамотного письма.

— На какие группы делятся все части речи?

— Что объединяет имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения?

— Чем отличаются склоняемые части речи от спрягаемых?

— Какие части речи называются спрягаемыми?

— Что отличает наречия от других частей речи?

2. Повторение изученного об имени существительном. Учащиеся получают задание рассказать об имени существительном, опираясь на план морфологического разбора в “Приложении”. После высказывания одного из учащихся на заданную тему дети записывают предложение Красота спасёт мир; проводят морфологический разбор существительного мир.

Далее вспоминают правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных. Для грамотного написания окончаний учитель рекомендует использовать приём подстановки. Нужно определить тип склонения существительного. На место существительных 1-го склонения подставляется слово река, имеющее ударные окончания во всех падежах; на место существительных 2-го склонения подставляются слова с ударными окончаниями — стол, окно. Существительные 3-го склонения, разносклоняемые, а также слова, оканчивающиеся на -ий, -ие, -ия, в Р., Д., П. падежах имеют окончание -и. Например: Человек шёл по пустыне (= по реке, Д. п.). В городе (= в столе, П. п.) осень. Далее следует запись под диктовку. Увидел в галере.., подумал о времен.., обратился к Ксени.., пришёл к Даш.., ошибка в решени.., встать в гаван.., отойти от пристан...

3. Повторение сведений об имени прилагательном. Ученики подготавливают устное высказывание об имени прилагательном, опираясь на план морфологического разбора в “Приложении”. После ответа одного выступающего семиклассники записывают предложение Худой мир лучше доброй ссоры и производят морфологический разбор прилагательного лучше. Далее учитель просит рассказать правило о написании окончаний имён прилагательных. Затем учащиеся вставляют пропущенные буквы, обозначают условия выбора орфограммы. В целях экономии времени можно организовать работу в раздаточном материале.

■ Хорош..м результатом, длинноше..е животное, о пригож..м малыше, ранн..е вставание, в ранн..м возраст.., утренн..м ветерком, с глубок..м почтением, с искренн..м участием, в похож..м настроени.., син..е море, дальн..м походом, с древн..м миром, недавн..е годы, с одинок..м странником, древн..е поселения.

III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— Чем похожи и чем различаются имена существительные и имена прилагательные?

— От каких условий зависит выбор гласных букв-орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных?

IV. Домашнее задание. Упр. 33; упр. 30 (индивидуальное задание).






Для любых предложений по сайту: [email protected]