Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Морфологический разбор имён числительных и местоимений. Морфология и орфография - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: вспомнить морфологический разбор имён числительных и местоимений; повторить склонение имён числительных и правописание не (ни) с местоимениями, существительными и прилагательными, дефисное написание слов.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Синтез знаний. Подготовка устного речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Упр. 30. Упр. 33 (по цепочке).
Фронтальный опрос:
— К каким склонениям относятся слова врач, забияка, кино, время?
— Что можно сказать о слове, если оно имеет окончание -ами?
— При каких условиях в окончаниях существительных надо писать букву и?
— К каким разрядам относятся прилагательные в словосочетаниях медвежья берлога, медвежья шуба, медвежья походка; лёгкое пальто, лёгкая промышленность?
— В каких формах имён прилагательных нельзя определить падеж?
II. Повторение сведений о числительном и местоимении.
1. Повторение изученного о числительном.
Фронтальный опрос:
— Вспомните, какие части речи, кроме существительных и прилагательных, изменяются по падежам.
— Что объединяет существительные, прилагательные и числительные?
— Непостоянные признаки порядковых числительных почти полностью совпадают с непостоянными признаками прилагательных. Что отличает их друг от друга?
Ученики получают задание рассказать о числительном, опираясь на порядок морфологического разбора в “Приложении”. После рассказа одного учащегося весь класс записывает предложение Первое слово дороже второго. Один ученик производит морфологический разбор числительного первое. Далее семиклассники получают задание просклонять словосочетания и выделить окончания. Шесть[ ]сот[ ] пять[ ]десят[ ] семь[ ] домов. Пять[ ]сот[ ] семь[ ]десят[ ] шесть[ ] докторов.
2. Повторение изученного о местоимении. Ученики подготавливают рассказ о местоимении, опираясь на “Приложение”. Под диктовку учителя записывают предложение Всё перемелется, мука будет. Выполняют морфологический разбор местоимения всё. Далее следует словарный диктант (учащиеся по очереди выходят к доске и записывают по 2—3 сочетания слов).
■ Не к кому обратиться; не о ком заботиться; никуда не ходите; никто не забыт; нечего молчать; разговаривать не о чем; не с кем поделиться радостью; кое-кто; кое у кого; какие-то.
III. Домашнее задание. Упр. 34.