Все уроки Русского языка 7 класс
Причастный оборот - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические умения определять границы причастного оборота.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Язык применяется людьми для построения Речи.
Язык и речь существуют в единстве.
Б. Н. Головин
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что называется причастием?
• Какие грамматические признаки глагола и прилагательного совмещает причастие?
• Как проверить написание безударного падежного окончания причастия?
2. Работа с языковым материалом
а) Найти словосочетание прилагательное + существительное:
1) стареющий человек,
2) чернеющая смородина,
3) седеющие волосы,
4) свежие семена,
5) склонившаяся берёза,
6) желтеющая нива.
б) Найти словосочетание причастие + существительное:
1) чёрная смородина,
2) спелый крыжовник,
3) горячая печь,
4) светлеющее небо,
5) колосистая рожь,
6) жёлтый карандаш.
в) Найти предложения, в которых использованы причастия.
1) Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
2) На скамейке сидел дремлющий старик.
3) Колба быстро наполнилась летучим газом.
4) летящая стая птиц повернула к лесу.
5) Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
6) От горящего полена шло тепло.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Причастие, как и прилагательное, определяет существительное. Причастие с зависимыми словами тоже относится к какому-нибудь существительному и определяет его. Но, в отличие от словосочетаний, с которыми вы сталкивались до сих пор, в эти словосочетания может входить не одно зависимое слово, а два и более.
IV. Изучение нового материала
1. а) Работа у доски
Скошенная (когда?) вчера (трава).
Скошенная (где?) у речки (трава).
Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве главного, так и зависимого слова, т. е. может подчинять себе другие слова.
б) Работа с записью на доске и в тетрадях
Написанная картина
написанная художником картина
написанная маслом картина
написанная известным художником прошлого века картина
Вывод: от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (какая?) написанная), от причастия к зависимым словам — несколько:
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 102—103)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Творческая работа с языковым материалом
Прочитайте. Из слов, данных в скобках, образуйте причастный оборот, затем спишите, заключая в прямоугольник определяемое слово и выделяя причастный оборот запятыми.
На картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами (наслаждаться, в, лесная чаща, утренняя прохлада).
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за горизонта) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.
В чаще леса на полянке, у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий (залезть, на, верхушка сосны) и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.
В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 265, 266 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Что такое имя прилагательное, глагол, причастие?
• Что такое причастный оборот?
• Когда причастные обороты выделяются запятыми?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 267 (письменно).