Все уроки Русского языка 7 класс
Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: повторить вид глагола, спряжение, переходность, возвратность; дать понятие о разрядах причастий; вырабатывать умение распознавать действительные и страдательные причастия и правильно использовать их в речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Человек всего более отличается от других
животных словом или языком; следственно,
наука языка есть истинно человеческая и важнейшая.
Н. М. Карамзин
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какой оборот мы называем причастным?
• Расскажите об обособлении причастного оборота.
• На какие разряды делятся причастия в украинском языке?
• Признак какого предмета каждый из них обозначает?
2. Практическая работа с языковым материалом
Определить спряжение, вид, переходность выделенных глаголов, вставить недостающие буквы, образовать от этих глаголов возможные причастия.
а) Слава тебе — за твой подвиг в веках,
В мире прекраснее подвига нету,
Слава — за то, что на крепких плечах
Держ..шь огромную нашу планету.
Слава — за то, что дорогой мечты
С бодрою песней ты к солнцу шага..шь,
Вместе с друзьями возвод..шь мосты,
Реки смиря..шь и горы сдвига..шь.
Слава — за то, что в космической мгле
Смело ведёшь ты корабль серебристый.
Слава — за то, что на нашей земле
Голос звучит твой высокий и чистый.
б) Притихший лес одежду сброс..л.
Прошёл сквозь чащу бурелом.
Что делать? Всех задела осень
Своим безжалостным крылом.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— В древнерусском языке причастия настоящего времени образовывались с помощью суффиксов -уч, -юч, -ач, -яч, которые сохранились в современном украинском языке. В русском языке причастия с этими суффиксами перешли в прилагательные (горячий, колючий и др.), а для образования причастий используются суффиксы -ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
В украинском языке (в отличие от русского) очень редко используются причастия на -вший, -ший, чаще на -лий (эта форма несвойственна русскому языку).
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие: «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике». (М. Лермонтов)
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: «Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул». (М. Лермонтов)
2. Работа с таблицей (с комментариями учителя)
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
Настоящего времени |
Прошедшего времени |
Настоящего времени |
Прошедшего времени |
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (М. Лермонтов) |
В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу. (М. Лермонтов) |
Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М. Лермонтов) |
Голова Машука дымилась, как загашенный факел. (М. Лермонтов) |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 98—99)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
Запишите вначале словосочетания «действительное причастие + существительное», затем «страдательное причастие + существительное». Обозначьте главное слово словосочетания. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложения.
За чернеющим лесом; сорванные травы; смешанным лесом; расчищенные дорожки; на пестреющем лугу; от надвигающейся тучи; вьющуюся зелень; о движущемся циклоне; у обуглившегося пня; поющие соловьи; вспыхнувшее пламя; к чернеющему лесу; преодолимые препятствия; невидимые следы.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 257 (устно), упражнения 256, 258 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• На какие разряды делятся причастия в русском языке?
• Что обозначают действительные причастия?
• Что обозначают страдательные причастия?
• Какие глагольные формы присущи причастию?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 261 (письменно).