Наклонение глагола. Изъявительное наклонение - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Паустовский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что значит — разноспрягаемые глаголы?

• Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть?

2. Практическая работа

Составьте и запишите диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.


Лучше говорить

О себе

Вежливо приглашая других к еде

Я хочу есть.

Я ем, мы будем есть, мы поедим

Кушайте, пожалуйста


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

— Я Изъявительное наклонение,— представилась первая форма,— мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: «Строю»,— то обязательно это делает.

— А мы,— заявили две другие формы,— обозначаем действия не совершающиеся.

— Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

— А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя: работа с таблицей


Характерные

особенности наклонений

Наклонения глаголов

Изъявительное

Условное

Повелительное

Что обозначает

Действие, которое действительно происходило или будет происходить

Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие

Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное

Грамматические признаки

Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее

Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы

Времени не выражают; обладают особыми формами:

2 л. ед. и мн. ч.

1 л. мн. ч.

3 л. ед. ч. В сочетании с частицами пусть, да

Примеры

Писал, пишу, буду писать; написал — напишу

Я пел бы, если бы имел голос

Скажи(те)

Читай(те)

«Идём!» — крикнул Данко

Пусть всегда будет солнце


2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 72—73)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Осложнённое списывание

МОРЕ

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывает луна. Лунный свет пронизыва..т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.

(И. К. Айвазовский)

1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы.

2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы.

4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Постоянный ли признак глагола — наклонение?

• В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры.

• Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 185 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]