Все уроки Русского языка 7 класс
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что значит — разноспрягаемые глаголы?
• Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть?
2. Практическая работа
Составьте и запишите диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать.
Лучше говорить |
|
О себе |
Вежливо приглашая других к еде |
Я хочу есть. Я ем, мы будем есть, мы поедим |
Кушайте, пожалуйста |
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.
— Я Изъявительное наклонение,— представилась первая форма,— мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: «Строю»,— то обязательно это делает.
— А мы,— заявили две другие формы,— обозначаем действия не совершающиеся.
— Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.
— А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя: работа с таблицей
Характерные особенности наклонений |
Наклонения глаголов |
||||
Изъявительное |
Условное |
Повелительное |
|||
Что обозначает |
Действие, которое действительно происходило или будет происходить |
Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие |
Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное |
||
Грамматические признаки |
Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее |
Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы |
Времени не выражают; обладают особыми формами: |
||
2 л. ед. и мн. ч. |
1 л. мн. ч. |
3 л. ед. ч. В сочетании с частицами пусть, да |
|||
Примеры |
Писал, пишу, буду писать; написал — напишу |
Я пел бы, если бы имел голос |
Скажи(те) Читай(те) |
«Идём!» — крикнул Данко |
Пусть всегда будет солнце |
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 72—73)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Осложнённое списывание
МОРЕ
Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывает луна. Лунный свет пронизыва..т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.
(И. К. Айвазовский)
1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы.
2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.
3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы.
4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Постоянный ли признак глагола — наклонение?
• В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры.
• Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить упражнение 185 (письменно).