Все уроки Русского языка 7 класс
Разноспрягаемые глаголы. Правописание безударных личных окончаний глагола - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: усвоить понятие разноспрягаемые глаголы; ознакомить с особенностями их спряжения; совершенствовать учебно-языковые умения спряжения этих глаголов.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно,
до последних дней своей жизни.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Когда пишется е, когда и в личных окончаниях глаголов?
• Как определить спряжение глагола?
• Назовите 11 глаголов-исключений. К какому спряжению они относятся?
2. Практическая работа
Списать текст, объяснить выбор е, и в личных окончаниях глаголов.
КТО КАК ЧИТАЕТ
Обычно мы с подругами стоим на книжной полке, дыш..м пылью и скуча..м. Но бывают радостные дни, когда кто-нибудь приблиз..тся к нам. Он протянет руку, достан..т меня с полки, сяд..т в кресло и склон..т надо мной голову.
Сентиментальный добряк держ..т меня бережно, медленно листа..т страницы. Читая, он кача..т головой, морщ..т лоб, потира..т лысину, иногда плач..т, даже рыда..т. Потом встан..т, задума..тся, опуст..т вниз голову и уйдёт, оставив меня лежать одну на столе.
Подойдёт весельчак, посмотр..т на мою глянцевую обложку, повертит в руках, из любопытства заглян..т внутрь, полиста..т первые пять страниц, заинтересуется. Сяд..т в кресло, закин..т ногу на ногу, стан..т читать. Обычно не проход..т и двух минут, как он улыба..тся, прищуривает от удовольствия один глаз, потом хохоч..т. Чита..т с интересом, быстро перелистыва..т страницы, тороп..тся узнать, чем законч..тся очередная забавная история. Дочита..т до последней страницы, внимательно прассмотр..т все иллюстрации и снова так расхохоч..тся, что даже схват..тся за живот. Уходя, весельчак вытира..т выступившие от смеха слёзы.
Но иногда придёт какой-нибудь ленивый студент, откро..т меня. Читая, зева..т и даже не прикрыва..т рот. Заскуча..т, быстро обессил..т и вырон..т меня из рук. Уже через минуту он дремл..т, вздрагива..т, неровно дыш..т и ничего вокруг не слыш..т. Наверное, вид..т страшный сон. Вот так обид..т меня и не замет..т. Валя..шься на полу, скуча..шь и снова леле..шь надежду увид..ть читателя, который прочита..т и по достоинству оцен..т тебя.
III. Мотивация учебной деятельности
СОН ЮРЫ
Юре приснилось королевство принцессы Грамматики, о которой он недавно где-то читал. Сама принцесса встретила его.
— Не могу запомнить, когда какую букву писать в Ваших ужасных, неправильных глаголах-оборотнях! — пожаловался Юра.
— Они не ужасные и очень даже правильные,— ответила принцесса.— И вообще, в нашем королевстве всё строго, правильно и красиво. Если ты сомневаешься, какую букву писать в форме глагола видеть, проверяй его той же формой глагола глядеть. Запомнить легко: глядеть — видеть, глядел — видел, глядевший — видевший, но глядит — видит.
— Спасибо! Это очень хороший секрет.
— Но это ещё не всё. Так же, как видеть, пишутся глаголы обидеть и ненавидеть, ведь это его родные дети: «обидеть» произошло от слова «обвидети», то есть плохо, презрительно посмотреть и тем самым огорчить человека.
— Бабушка говорит «сглазить». Она тоже верит, что есть люди, которые плохим взглядом могут навредить.
— В старину так и считали, это и отразилось в глаголе,— сказала Грамматика.
— А другие глаголы тоже можно проверять? — спросил Юра.
— Конечно. Например, зависеть проверяется глаголом висеть, держать изменяется так же, как дрожать... Да ты и сам можешь найти много таких проверочных оборотней, у которых сомнительные гласные находятся под ударением.
Юра поблагодарил принцессу и, проснувшись, быстро справился с упражнением.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Глаголы хотеть и бегать и образованные от них захотеть, расхотеть, побежать, вбежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению.
Особо спрягаются глаголы есть и дать и образованные от них — съесть, поесть, отдать, передать, создать и др.
Термин разноспрягаемые значит «отклоняющиеся от общего типа спряжения».
2. Работа с таблицей «Разноспрягаемые глаголы» (учебник — С. 67)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Практическая работа
Прочитайте текст. Сформулируйте его тему и главную мысль. Составьте его план. Как связаны между собой три последних абзаца: последовательно или параллельно?
Мы вид..м, замеча..м и запомина..м только то, на что обращено наше внимание. А того, на что наше внимание не обращено, как бы и (не) существует для нас.
Это легко проверить: попробуйте сейчас перечислить авторов всех ваших учебников,— не каждый справ..тся с этой задачей. А ведь вы ежедневно держ..те учебники в руках.
У одних людей внимание — вроде слабого электрического фонарика: оно выхватыва..т в окружающем очень немногое, да и то ненадолго — батарейка быстро садит..ся, внимание угаса..т.
У других людей внимание — вроде уличного фонаря на высоком столбе: освеща..т всё вокруг, но слабым, равнодушным светом.
У третьих внимание — прожектор: яркий, ровный, сильный и глубокий свет. Под таким светом разглядиш.. каждую мелочь, ничто (не) ускользнёт от такого внимания.
(С. Соловейчик)
1) Оцените своё внимание, используя тот способ, о котором говорит автор во втором абзаце.
2) Подберите к глаголам в сочетаниях внимание угасает и ускользает от внимания синонимы и антонимы.
3) В каком значении употреблены в тексте глаголы настоящего времени: обозначают они постоянные действия или действия, совершающиеся в момент речи?
4) Спишите текст, вставляя пропущенные окончания глаголов и обозначая в скобках перед словом инфинитив и спряжение.
Образец записи: Мы (видеть, II спр.) видим.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 168, 169 — письменно.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Сколько спряжений имеют глаголы?
• Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
• Имеются ли разноспрягаемые глаголы в украинском языке?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить упражнение 170 (письменно).