Все уроки Русского языка 7 класс
Р.РД. Изложение текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: совершенствовать умения составлять план, раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста (рассказа); формировать умение уместно использовать элементы описания внешности для более глубокого раскрытия основной мысли рассказа.
Оборудование: учебник, учебные тексты разных стилей, таблица.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Хорошо читать — это значит рассуждать,
это значит мыслить вместе с автором.
М. А. Рыбникова
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что такое текст?
• Какие основные типы речи вам известны?
• Для чего нужен план текста?
• Чем простой план отличается от сложного?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев писал повести и рассказы. Среди них особое место занимают произведения о детских и отроческих годах автора: повесть «Последний поклон», книга рассказов «Конь с розовой гривой» и др.
Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ входит в книгу «Конь с розовой гривой».
IV. Работа над темой урока
1. Чтение текста учителем
НАШ УЧИТЕЛЬ
Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть, как вдруг кто-то из ребят закричал:
— Ой, змея, змея!
И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, готовясь к нападению, злобно шипела.
Ещё и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам схватил палку и приготовился к защите.
— Не бейте только через плечо! — кричали мы.
Но змея неожиданно скользнула в сторону и исчезла за камнем.
— Пойдёмте, ребята, здесь опасно оставаться,— сказал учитель.
Мы посыпались в горы, а он шёл за нами и всё оглядывался, готовый оборонять нас снова. Потом спросил:
— А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо?
— Закинуть же за шею змею можно.
— Она обовьётся вокруг палки!..— объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил:
— Да вы раньше-то видели хоть змею?
— Нет, в первый раз,— виновато улыбнулся учитель.— Там, где я рос, никаких гадов не водится. Там нет таких гор и тайги такой нет.
Мы стояли с открытым ртом, слушали.
— Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. А мы!..
Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя: с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонять своих учеников, помочь им в беде.
(По В. Астафьеву)
2. Анализ текста
а) Беседа по содержанию и композиции
• Какой случай (эпизод) вспоминает автор из своего детства?
• Кто является главным героем этого эпизода?
• Как описано поведение учителя?
• Какие качества учителя как человека проявились в этом эпизоде?
• О чём думали ребята, когда узнали, что их учитель никогда не видел змей?
• Как вы понимаете значение следующих фраз: «Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. А мы!..»
• Как вы считаете, почему автор везде говорит «учитель», не называя его имени и отчества? (Наверное, потому, что слово учитель имеет для автора особый, обобщённый смысл.)
• Вы знаете, что повествование, в основе которого лежит случай, эпизод, называется рассказом. Вспомните композицию рассказа и скажите, какой из данных композиционных схем соответствует прочитанный текст.
I |
II |
III |
1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация 4. Развязка |
1. Вступление 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка 6. Заключение |
1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация 4. Развязка 5. Заключение |
б) Языковой разбор
— С чувством глубокого уважения, с большой теплотой вспоминает автор о своём учителе, который готов был в любую минуту защитить своих воспитанников, помочь им в беде. Не случайно текст назван «Наш учитель».
Художественное повествование идёт от 1-го лица и, как часто бывает в повествовательных текстах, начинается со слова однажды, т. е. «один раз», «как-то раз». Спокойно, в разговорном стиле автор ведёт свой рассказ, используя глаголы совершённого вида: «пошли на Лысую гору за цветами и саженцами», «поднялись до середины горы», «присели на каменья отдохнуть». Слово каменья обозначает то же, что и камни, но употребляется значительно реже и имеет разговорный оттенок.
Употребление наречия как вдруг (синонимы: неожиданно, внезапно) нарушает спокойный тон повествования.
Описание змеи: «обвилась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, ...злобно шипела» — усиливает напряжённость и опасность момента.
Решительность, быстрота действий учителя передаётся глаголами: оттолкнул, схватил, приготовился. Всё произошло так быстро, что ребята «и подумать не успели», т. е. не успели опомниться, принять решение. Внешний вид учителя говорит о том огромном физическом и нравственном напряжении, которое он пережил, обороняя своих детей.
Введение в рассказ диалога позволяет ещё глубже раскрыть характеры действующих лиц. Диалог, как известно, часто встречается в разговорной речи. Автор использует разговорные обороты речи: «Мы посыпались с горы», «Да вы раньше-то хоть видели змею?», «Мы стояли с открытым ртом», «Вот тебе и на!»
Главная мысль рассказа звучит в авторском заключении. Скромный, застенчивый учитель — человек совсем не героической внешности,— не задумываясь, бросился защищать своих учеников, рискуя собственной жизнью. Астафьев использует приём противопоставления: контрастны внешний вид и внутренние качества учителя.
Образ такого учителя остался в памяти автора на всю жизнь.
3. Составление плана
Коллективно выделяются темы и подтемы (микротемы) текста.
(План ученики составляют и оформляют самостоятельно. Учащимся необходимо напомнить, что план должен отражать основную мысль и стиль текста.)
Примерный план
1. На Лысую гору за саженцами.
2. Опасная встреча:
а) змея;
б) учитель бросился защищать нас;
в) всё закончилось благополучно.
3. Разговор по дороге домой.
4. «Таким вот помню деревенского учителя».
4. Повторное чтение текста учителем
5. Написание изложения в черновиках
6. Чтение и редактирование изложений
V. Домашнее задание
Закончить творческую работу в тетрадях.