Все уроки Русского языка 7 класс
Образование глаголов условного наклонения - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: углубить знания об условном наклонении глаголов; совершенствовать умения и навыки образования и употребления в речи глаголов условного наклонения.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Дурно говорить должно бы считаться таким же
неприличным, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• В форме каких наклонений могут употребляться глаголы?
• В каком наклонении глаголы имеют все три формы времени, а в каких времени не выражают?
• Что обозначают глаголы изъявительного наклонения? Как они образуются?
2. Сочинение-миниатюра по началу с использованием глаголов в изъявительном наклонении:
1) Бегут, торопятся в речку ручьи разные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. (Н. Сладков) Или
2) Весенние ручьи говорят, говорят.. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём. (И. Сладков)
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель.
— Я отправился бы путешествовать,— ответил Серёжа.
— Я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя.
— А я построила бы много-много домов,— произнесла Аня.
А что сделали бы вы, если бы всё могли?
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях: С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие совершилось: Решили бы вы сами эту задачу.
Чтобы образовать форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы.
Частица бы может стоять в любом месте простого предложения. При этом она выделяет то слово, после которого стоит: Пришёл бы ты ко мне сегодня. Ты бы пришёл ко мне сегодня. Сегодня бы ты ко мне пришёл.
ЧАСТИЦА БЫ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО
2. Работа с таблицей
Условное наклонение глагола
Неопределённая форма |
Единственное число |
Множественное число |
Читать |
Читал бы (м. р.) Читала бы (ж. р.) Читало бы (ср. р.) |
Читали бы |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 75)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений
1. Наблюдение над языковым материалом
1) Послушайте отрывок из рассказа В. Драгунского «...Бы».
Найдите слова, с которыми мальчик обращается к матери и к отцу.
Затем такое предложение, в котором говорится, что на самом деле такие обращения не возможны, что это только воображение мальчика. С помощью какой частицы передаётся нереальность действий? (Докажите, опуская в предложениях эту частицу).
2) Выпишите из текста глаголы с частицей бы. Назовите наклонение, в котором они употреблены. Затем выпишите глаголы, которые содержат приказания мальчика, обращённые к матери и отцу. Назовите наклонение, в котором они употреблены.
Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые.
Например, мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новость! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:
«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать! Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Это прости когти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка. Вот так. Теперь садись к столу».
3) Переведите предложения на русский язык. Сравните формы условного наклонения в украинском и русских языках. Есть ли различия?
а) Без людської праці вся земля від краю i до краю заросла б бур’янами. (О. Донченко)
б) Та де б не був, де б не шукав дороги, я не забуду вчителя старого. (А. Малышко)
3. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 194 — устно, упражнения 193, 195 — письменно.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? условного наклонения?
• Как образуются глаголы условного наклонения?
2. Заключительное слово учителя
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Я решил бы.
Я сказал бы.
Поспешил бы.
Написал бы.
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда не чертыхается,
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил.
Я бы радио включил.
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле.
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы!..
(Дж. Родари)
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 75).
2. Выполнить упражнение 196 — письменно.