Простые и составные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Простые и составные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять знания об имени числительном; показать различия между простыми и составными числительными; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: умения различать простые и со­ставные числительные, правильно выбирать и произносить фор­мы числительных при склонении, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Задание 81 - чтение предложений и примеров.

Упр. 397 - обсуждение вопросов, чтение расписок.

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите имена числительные в два столбика: количест­венные, порядковые.

1) Кто сегодня получит пятёрку? 2) Двоек нам не надо. 3) Пять да пять - десять. 4) Лена сидит на второй парте у окна. 5) Три да три - будет дырка. 6) Позвони мне между шестью и семью часами. 7) По дороге зим­ней, скучной тройка борзая бежит. 8) Четвёртый день идёт снег. 9) После похода мы съели двойную порцию каши с мясом. 10) Встретимся у седь­мого вагона. 11) Почему тебе надо повторять несколько раз? 12) Перед финишем велосипедист нажимал на педали с удвоенной силой. 13) День Победы отмечается девятого мая. 14) Много интересного можно узнать из Интернета.

Комментарии

пять

второй

десять

четвертый

шестью

седьмого

семью девятого

Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много.

Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точ­ное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоиме­ния (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамма­тическими признаками своих частей речи.

  1. Самоопределение к деятельности

— Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, че­тыреста, четыреста сорок четыре.)

— Сколько слов нужно для выражения каждого числа?

— Запишите порядковые числительные, образованные отдан­ных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсо­тый, четыреста сорок четвёртый.)

— Сколько слов нужно для выражения порядкового номера?

— Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состо­ять из одного слова, а могут — из двух и более слов.)

— Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные.

По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они со­стоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четы­рёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав вхо­дят одно сложное числительное (четыреста) и два простых.

  1. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 46).

Упр. 398 - коллективное выполнение с комментированием.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 399 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 80 из рабочей тетради - коллективное выполнение с комментированием.)

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 46, 47, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числи­тельных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежно­сти их к числительным решается неоднозначно.

VII. Подведение итогов урока

— Как отличить числительные от однокоренных с ними слов других частей речи?

— В чём различие между простыми и составными числитель­ными?

Домашнее задание

Учебник: §68, упр. 400.

Рабочая тетрадь: задание 83.






Для любых предложений по сайту: [email protected]