Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Имя числительное как часть речи - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных; показать синтаксическую роль числительного; учить отличать числительные от других частей речи.
Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени числительного; умения определять падеж числительных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Чтение пословиц и поговорок, включающих краткие прилагательные.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вспомним ещё некоторые пословицы, поговорки, загадки. Запишите их.
1) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) 2) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.) 3) Лук семь недугов лечит. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Третий лишний. 6) Первый блин комом. 7) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
— Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминания о числах.)
— Подчеркните эти слова.
— Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? (Обозначают количество или порядок при счёте. Большинство из них отвечают на вопрос сколько?, слова третий и первый — на вопрос какой? или который?)
— К какой части речи относятся эти слова? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой частью речи, обозначающей количество или порядок при счёте.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Речь идёт об особой части речи — имени числительном.
Мы уже выяснили: числительные могут отвечать на разные вопросы. На вопрос сколько? отвечают количественные числительные, на вопрос какой? или который? — порядковые. Количественные и порядковые числительные - основные разряды этой части речи.
— Посмотрите на записанные предложения. Что можно сказать об изменении числительных? (Числительные склоняются — изменяются по падежам.)
А теперь попробуем определить синтаксическую роль имён числительных.
В первом и втором предложениях количественные числительные в сочетании с существительными являются подлежащими: четыре братца, два кольца, два конца. В третьем и четвёртом предложениях количественные числительные в сочетании с существительными - дополнения: лук лечит (что?) семь недугов; не имей (чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей. В пятом предложении порядковое числительное третий является подлежащим. В шестом предложении порядковое числительное является определением: блин (какой? который?) первый. И наконец, в седьмом предложении количественные числительные в сочетании с существительными - это дополнения: погонишься (за кем?) за двумя зайцами, не поймаешь (кого?) ни одного.
- Работа по учебнику
(Обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений, чтение теоретического материала и правила (с. 42—45).)
- Практическое задание
— Найдите в ряду слов числительные, обоснуйте своё мнение. Назовите остальные части речи.
Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной.
Комментарии
Числительные: третий, второй, два, восемь, девятнадцать. Числительные отвечают на вопросы сколько?, какой?, который?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи — только словами.
Тройник, четвёрка, пятница, пятидневка — существительные; раздваиваться — глагол; шестилетний, двойной — прилагательные.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 394 — устное выполнение.
Комментарии
Художник хотел проиллюстрировать однокоренные слова: трое, троица, трёхмачтовый, трёхпалубный, тройка (два значения: оценка, упряжка лошадей).
- Упр. 395 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 396 — чтение по цепочке.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 82 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово эвкалипт, подчеркните орфограммы.
Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Что такое имя числительное?
На какие вопросы отвечают имена числительные?
На какие два основных разряда они делятся?
Как изменяются имена числительные?
Какова синтаксическая роль числительных?
Домашнее задание
Учебник: §67, упр. 397.
Рабочая тетрадь: задание 81.