Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Мягкий знак на конце и в середине числительных - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закреплять знания о простых и составных числитель­ных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в чис­лительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание правила написания мягко­го знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ о простых и составных числительных.

Задание 83 из рабочей тетради - проверка по цепочке, син­таксический разбор на доске.

Упр. 400 — чтение текста, устранение возможных речевых ошибок.

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Рост населения Земли”, “Населе­ние земного шара”.

Стиль речи - научный.

Заметим, что в 2012 г. численность населения Земли превы­сила 7 млрд. человек.

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

— Запишите количественные и порядковые числительные, выраженные числами 100, 35, 90, 18, 20, 41, 300, 267, в два столбика: простые, составные.

  1. Самоопределение к деятельности

— Запишите числа 8, 18, 80, 800 словами и прочитайте их. (Во­семь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.)

— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти числительные? (В каких числительных пишется мягкий знак, а в каких нет.)

— Что обозначает мягкий знак в словах восемь, восемьдесят, восемьсот! (Мягкость согласного звука [м'].)

— Слышится ли в середине слова восемнадцать мягкий со­гласный [м']? (Нет.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом написания мягкого знака в чис­лительных.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение правил (с. 47, 48).

Упр. 401 - коллективное выполнение с комментированием.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 402 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 84 - самостоятельное выполнение.)

  1. Занимательная лингвистика

Вы знаете, что обычно для изображения чисел мы пользуем­ся арабскими цифрами. Но есть ещё и римские цифры. Система цифр древних римлян основана на употреблении особых знаков (букв) для десятичных разрядов: I = 1, X = 10, С = 100, М = 1000 и их половин: V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записы­ваются при помощи повторения этих цифр. При этом если боль­шая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая перед большей, то меньшая вычитается из большей.

Например, I, X, С ставятся соответственно перед X, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40400. Например, VI = 5 + 1 = 6, IV = 5 - 1 = 4; XIX = 10 + 10 - 1 = 14, XL = 50 - 10 = 40 и т. д.

В наше время римские цифры по традиции используются дли обозначения веков (XXI в. и т. д.), годов н. э. (MCMLXXVII - 1977 и т. д.), месяцев при указании дат (например, 6.VI .2011), порядковых числительных (учебник для VI класса), разделов книг и документов.

Цифрам соответствовали и буквы древнерусского алфавита - кириллицы. Например, буква а (аз) обозначала и цифр: 1 в (веди) — цифру 2, г (глаголь) - цифру 3, д (добро) — цифру I с (есть) - цифру 5 и т. д

Две буквы обозначали звук [и]: и ы. И обозначала цифру, поэтому называлась ещё “и восьмеричное”, а i — число 10, поэтому называлась “и десятеричное”.

Кстати, в украинском языке сохранились обе эти буквы. Мы можем встретить их, например, в названии столицы Украины. И сейчас примерно соответствует русскому ы, а i — русскому и.

VII. Подведение итогов урока

— В каких случаях в числительных пишется мягкий знак?

Домашнее задание

Учебник: § 69, упр. 403.






Для любых предложений по сайту: [email protected]