Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; показать закономерность чередования гласных с нулём звука.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Задание 56 из рабочей тетради — взаимопроверка.
Упр. 298 — подготовленный диктант.
III. Актуализация знаний
(Запись предложений под диктовку.)
Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.
— Из какого произведения эти строки? Кто его автор? (“Железная дорога”, Н.А. Некрасов.)
— Объясните значение слова подрядчик.
— Объясните орфограммы в словах.
— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова по линии, фонетический разбор слова праздник.
- Самоопределение к деятельности
(Учитель читает фрагмент сказки С. Маршака “Ключик и замочек”.)
Каждый вечер говорил ключик своему приятелю замочку:
Жалко мне тебя, замочек! Всегда ты на двери висишь, в тёмном коридоре, и ничего на свете не видишь. То ли дело я! Где только я не побывал, чего только не повидал! И в университете я был, и в Доме культуры был, и на вокзале, и на базаре, а один раз даже в милиции пришлось побывать.
Верно ты говоришь, — отвечает ключику замочек. — Я всё дома торчу, а ты по городу гуляешь.
(После чтения учитель открывает текст на доске/экране и предлагает понаблюдать над формами слов ключик и замочек.)
— От чего зависит выбор буквы е или и в суффиксах -ек и -ик имён существительных? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с условиями выбора гласных в суффиксах -ек и -ик имён существительных, научиться правильно писать такие существительные.)
- Работа по теме урока
- Вывод правила
Разберите слова ключик и замочек по составу. Сравните суффиксы этих слов.
Разберите по составу другие формы этих слов. Что вы заметили? (При изменении слова ключик гласный в суффиксе сохраняется, а при изменении слова замочек исчезает.)
Сделайте вывод. (Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает — букву и.)
Проверьте, правильный ли вывод вы сделали. Прочитайте правило на с. 156 учебника.
- Слово учителя
В глубокой древности в нашем языке были, кроме привычных нам, и другие звуки: наряду с полными о и е были краткие. При изменении слова полные звуки оставались, а краткие выпадали. Сравним: конь — коня, лес — леса, в этих словах всегда были полные звуки (они при склонении не выпадают); отец — отца, платок — платка (бывшие краткие звуки выпадают при склонении).
Именно это явление мы наблюдаем до сих пор. Другими словами, выпадать могут только буквы о и е. Если гласный при склонении исчез, значит, это о или е (бывший краткий): сон — сна, конец — конца, замочек — замочка. Но: ротик — ротика, мальчик — мальчика, ученик — ученика (и не выпадает, так как не было такого краткого звука).
Это правило запоминать не нужно, оно приведено лишь для объяснения явления.
- Работа по учебнику
- Упр. 299 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Комментарии
Словообразовательная цепочка для слова пузырёчек: пузырь → пузырёк → пузырёчек.
- Упр. 300 — чтение текста по цепочке с заменой существительных однокоренными словами, обсуждение, самостоятельное выполнение письменного задания с последующей проверкой, морфологический разбор на доске.
Комментарии
Стиль текста — художественный.
Слова, связывающие первое и второе предложения: четыре стула — на одном из них, на другом.
Слова, связывающие первое и третье предложения: стол — на столе.
- Занимательная лингвистика
— Оказывается, слова, которые нас сегодня особенно интересовали, встречаются в детских старинных закличках. Слышали ли вы их? Какие заклички вы знаете?
Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей! Вырастут цветочки, Зелёные листочки! Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань С ключиком, с замочком, С аленьким цветочком!
VII. Подведение итогов урока
— Что помогает при выборе суффиксов -ек и -ик в именах существительных?
Домашнее задание
Учебник: § 53, упр. 301.