Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; показать разнообразие значений суффиксов; развивать наблюдательность, умения рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 301 — чтение и анализ творческих работ.)
III. Актуализация знаний
(Запись предложения под диктовку.)
Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.
— Выделите суффиксы существительных, объясните орфограммы.
— Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Самоопределение к деятельности
— Какую букву вы написали в суффиксе слова горошек! Почему?
— Прочитайте предложение.
Жили-были кот, дрозд да петуш..к — золотой гребеш..к.
— Какая буква пропущена в словах? (Буква о.)
— Сравните слова горошек, петушок и гребешок. Чем они похожи, чем отличаются? (Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется е, а в суффиксе слов петушок, гребешок — о.)
— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных после шипящих? (От ударения.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно выбирать гласные о или е после шипящих в суффиксах существительных.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение правила (с. 157).
- Упр. 302 — комментированное письмо, обсуждение значений суффиксов.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 303 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.)
Комментарии
Антонимы: новая — старая, верная — неверная, праздничная — будничная, ветхая — новая, крепкая.
- Практическое задание
— Составьте и запишите словосочетания с существительными, в суффиксах которых после шипящих пишется о или е.
(Можно провести соревнование по группам (по четыре человека) — кто больше вспомнит и запишет словосочетаний.)
VII. Подведение итогов урока
— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в суффиксах имён существительных?
Домашнее задание
Учебник: § 54, упр. 304.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 304 — взаимопроверка.)
III. Работа по теме урока
- Практическое задание
— Спишите предложения. Объясните орфограммы.
1) Старич..к-борович..к помог Никите найти Марью Моревну. 2) Волшебница бросила чудесный порош..к в огонь, и пламя вспыхнуло с новой силой. 3) Крепость Ореш..к была возведена новгородцами в XIV веке на небольшом острове в Ладожском озере, где берёт своё начало Нева. 4) Конкурс “Русский медвеж..нок — языкознание для всех” — младший брат популярного международного математического конкурса “Кенгуру — математика для всех”. 5) Сидевший возле окна попутч..к начал клевать носом.
Комментарии
В последнем предложении есть подвох. Некоторые могут рассуждать так: ударение не падает на суффикс, значит, после шипящего пишем е.
Правильный ход рассуждения: ударение не падает на суффикс, попробуем просклонять: попутч..к - попутч..ца. Гласный не выпадает, значит, это и.
- Работа по учебнику
- Упр. 306 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 305 — чтение, обсуждение значений суффиксов, самостоятельное выполнение письменных заданий.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 59 — самостоятельное выполнение.)
- Подведение итогов урока
— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в окончаниях имён существительных? (См. орфограмму № 18, изученную в 5 классе.)
— Можно ли объединить это правило и правило, которое мы изучили только что? (Да: после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён существительных под ударением пишется о, без ударения — е.)
Домашнее задание
Учебник: повторить § 52—54, упр. 307 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 57.
Подготовиться к тестовой работе по теме “Правописание суффиксов имён существительных”.