Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с условиями выбора букв ч и щ в суффик­се -чик (-щик); дать представление о старых и современных профессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик); владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 291 — проверка по цепочке.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Сегодня поговорим о разных профессиях.

— Какие профессии вам известны?

— Кем работают ваши родители?

— Кем бы вы хотели стать?

— Какие профессии, по-вашему, сегодня самые популярные, нужные?

Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий на сегодняшний день — компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютерщик — тот, кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними.

— Между прочим, у компьютерщиков есть свой праздник. Запишите предложение.

(Учитель записывает на доске.)

14 февраля — не только День святого Валентина, но и День компью­терщика.

14 февраля 1946 г. начал работать первый электронный ком­пьютер.

— А слышали ли вы о профессии фонарщика?

Если вы уже читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Ма­ленький принц”, то вспомните встречу героя с фонарщиком.

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: “Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.

(Можно записать текст под диктовку, а потом открыть его на доске или экране для проверки, объяснить известные орфо­граммы и знаки препинания, вариативные знаки — тире вместо запятой в предложении “Когда он зажигает свой фонарь...”; об­судить главную мысль этого текста.)

Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. Л ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонар­щики появились у нас в стране около 300 лет назад.

4 декабря 1706 г., вдень празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 г. Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми пе­тербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одес­ской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 г. был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.

— Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёв­щиков, но есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики.

(Учитель записывает названия профессий на доске.)

— Прочитайте названия профессий ещё раз. Чем похожи все эти слова? (В них есть суффикс -чик (-щик).)

— А от чего зависит выбор буквы ч или щ! (Ответы детей.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать имена существительные с суф­фиксом -чик (-щик).)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 153). Формулирование правила: варианты суффикса зависят от конечного согласного корня: после д - т, з - с и ж пишется ч, а в остальных случаях — щ.

Чтение правила (с. 153).

Упр. 292 — комментированное письмо.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 293 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

  1. Словарно-орфоэпическая работа

— Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение.

— Запишите в орфографический словарик слово арматура, подчеркните орфограмму.

— Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные сло­ва, обозначающие профессии. (Копировщик, арматурщик.)

— Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик.

VII. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 52, упр. 294.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 294 - чтение по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.)

Комментарии

Варианты заглавия текста: “Те, кто строит дома”, “Строитель­ные профессии”.

С помощью однокоренных слов связаны второе и третье пред­ложения (камня — каменщики), четвёртое и пятое (арматуру — ар­матурщики), шестое и седьмое (сварить — сварщики).

III. Работа по теме урока

  1. Объяснительный диктант

— Запишите слова. Обозначьте орфограммы в словах. Под­черкните слова, не обозначающие занятия людей, объяс­ните их значение.

Автопогрузчик, сменщик, радиопередатчик, табунщик, советчик, заказчик, велогонщик, болельщик.

Комментарии

Автопогрузчик — это самоходная подъёмно-транспортировоч­ная машина для погрузочно-разгрузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на территориях гру­зовых дворов, строительных площадок и т. д.

Радиопередатчик — это аппарат для передачи звуков, сигналов по радио.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 295 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение вопросов.

Комментарии

Другие значения слова разведчик: специалист по разведке недр, полезных ископаемых; самолёт или судно особого типа, служащие для разведки.

  1. Упр. 297 — коллективное выполнение с комментированием.
  2. Упр. 296 — самостоятельное выполнение.
  3. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 155, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

  1. Подведение итогов урока

— Что надо учитывать при выборе букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?

— Как знания в области словообразования могут помочь в вы­боре букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик)?

Домашнее задание

Учебник: § 52, упр. 298 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 56.






Для любых предложений по сайту: [email protected]