Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: познакомить с условиями выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик); дать представление о старых и современных профессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: знание условий выбора букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик); владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 291 — проверка по цепочке.)
- Самоопределение к деятельности
— Сегодня поговорим о разных профессиях.
— Какие профессии вам известны?
— Кем работают ваши родители?
— Кем бы вы хотели стать?
— Какие профессии, по-вашему, сегодня самые популярные, нужные?
Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий на сегодняшний день — компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. Компьютерщик — тот, кто хорошо разбирается в компьютерах, в тонкостях работы с ними.
— Между прочим, у компьютерщиков есть свой праздник. Запишите предложение.
(Учитель записывает на доске.)
14 февраля — не только День святого Валентина, но и День компьютерщика.
14 февраля 1946 г. начал работать первый электронный компьютер.
— А слышали ли вы о профессии фонарщика?
Если вы уже читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, то вспомните встречу героя с фонарщиком.
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: “Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
(Можно записать текст под диктовку, а потом открыть его на доске или экране для проверки, объяснить известные орфограммы и знаки препинания, вариативные знаки — тире вместо запятой в предложении “Когда он зажигает свой фонарь...”; обсудить главную мысль этого текста.)
Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. Л ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад.
4 декабря 1706 г., вдень празднования победы над шведами, но указанию Петра I в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на праздники всё чаще и чаще. В 1720 г. Пётр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. В 1873 г. на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажёгся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 г. был открыт музей фонарей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.
— Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьёвщиков, но есть газетчики и сварщики, лётчики и компьютерщики.
(Учитель записывает названия профессий на доске.)
— Прочитайте названия профессий ещё раз. Чем похожи все эти слова? (В них есть суффикс -чик (-щик).)
— А от чего зависит выбор буквы ч или щ! (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать имена существительные с суффиксом -чик (-щик).)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 153). Формулирование правила: варианты суффикса зависят от конечного согласного корня: после д - т, з - с и ж пишется ч, а в остальных случаях — щ.
Чтение правила (с. 153).
Упр. 292 — комментированное письмо.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 293 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Словарно-орфоэпическая работа
— Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение.
— Запишите в орфографический словарик слово арматура, подчеркните орфограмму.
— Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные слова, обозначающие профессии. (Копировщик, арматурщик.)
— Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик.
VII. Подведение итогов урока
— От чего зависит выбор букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 52, упр. 294.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 294 - чтение по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.)
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Те, кто строит дома”, “Строительные профессии”.
С помощью однокоренных слов связаны второе и третье предложения (камня — каменщики), четвёртое и пятое (арматуру — арматурщики), шестое и седьмое (сварить — сварщики).
III. Работа по теме урока
- Объяснительный диктант
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы в словах. Подчеркните слова, не обозначающие занятия людей, объясните их значение.
Автопогрузчик, сменщик, радиопередатчик, табунщик, советчик, заказчик, велогонщик, болельщик.
Комментарии
Автопогрузчик — это самоходная подъёмно-транспортировочная машина для погрузочно-разгрузочных операций на всех видах транспорта, а также для перемещения грузов на территориях грузовых дворов, строительных площадок и т. д.
Радиопередатчик — это аппарат для передачи звуков, сигналов по радио.
- Работа по учебнику
- Упр. 295 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение вопросов.
Комментарии
Другие значения слова разведчик: специалист по разведке недр, полезных ископаемых; самолёт или судно особого типа, служащие для разведки.
- Упр. 297 — коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 296 — самостоятельное выполнение.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 155, подчеркните орфограммы.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Что надо учитывать при выборе букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик) имён существительных?
— Как знания в области словообразования могут помочь в выборе букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик)?
Домашнее задание
Учебник: § 52, упр. 298 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 56.